Братская любовь, шемякин суд, и кто напишет историю.~III

B. A Гордин

Как историки иногда объясняют произошедшее


Сменяются правды, как в оттепель снег,

И скажем, чтоб кончилась смута:

Каким-то хазарам, какой-то Олег

За что-то отмстил почему-то.
А. А. Галич. "Съезду историков".

Что же написали про Дмитрия Юрьевича? При потомках Василия Темного он, естественно, предавался всяческому поношению. После Смутного Времени, когда в начале XVII в. на престол взошли Романовы - как родственники покойного Иоанна IV по первой жене, Анастасии, претендент Шемяка был столь же непрятен, как и самозванец Отрепьев. В идеологической борьбе высмеивание есть одно из самых эффективных видов оружия. В начале XIX в. великий русский историк, придворный историограф, Н. М. Карамзин, не убоявшийся же описать злодеяния Иоанна Грозного (но восторгавшийся верностью бояр своему царю - извергу) так писал о Василии и Шемяке. Не только в столице, но и во всех городах, в самых хижинах сельских добрые подданные веселились, как в день Светлого праздника, и спешили издалека видеть государя. Это описание возвращения Василия из плена. И Бегич по Карамзину не утоплен, а только взят под стражу, и не самим Василием, а князем Оболенским. Наверное, по ошибке.

Рис. 35.

Н. М. Карамзин. Литография с картины Дамона, 1805. [англофилия-92].

Ложная клятва Василия описана так: Шемяка был совершенно доволен: все другие плакали, славя Ангельское смирение души Василиевой. Может быть, великий князь действительно говорил и чувствовал одно в порыве христианской набожности, которая питается уничижением земной гордости. Карамзин пишет, что тот, кто подал Шемяке яд, остался неизвестным.1 Правда Василий, узнав о смерти оппонента, изъявил нескромную радость. О самом же Шемяке написано так: Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию и, в самых гражданских делах попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о "суде Шемякине", доныне употребительной. 2

Описание Карамзина более, чем пристрастно. Соловьев более нейтрален, но его негативная оценка Шемяки также ясна. Требуется немалое мужество, чтобы подвергнуть новому беспристрастному анализу известные события с вынесенным приговором общественного мнения. В книге [зимин-91] автор, действительно, не ангажирован - ему равно далеки и Василий Темный, и Дмитрий Шемяка.

Василия неоднократно выручает его героическое окружение. Сам он не ярок, не храбр. Шемяка действует более единолично, вокруг него мало других имен (впрочем, возможно это следствие "интереса" любопытства именно к победившему лагерю).

Интересное замечание делает он в конце книги вслед за Н. Е. Носовым. Земли, которые оказывали поддержку Юрию Дмитриевичу, а потом его сыновьям, были населены преимущественно людьми свободными, а вот области, на которых крепостные крестьяне кормили дворян, составлявших княжее войско, оказались, в основном, за Василия. И победа Василия "увеличила градус несвободы" на Руси, уменьшила возможность ее буржуазного, западного развития.

Разумеется, такая ангажированность не есть свойство исключительно российское. В исторических трагедиях Шекспира один из главных злодеев, демон злодейства - Ричард III Глостер. Вместе с тем портрет этого короля в картинной галерее Лондона вовсе не оставляет ощущения какого-то уж особенного негодяя. Тут уместно вспомнить, что Шекспир - современник и подданый великой королевы Англии, Елизаветы I, последней в династии Тюдоров. И что основатель династии - граф Ричмонд, бежавший от Ричарда во Францию и высадившийся через некоторое время в Англии не без помощи французов. Не вполне случайно, что дедушка царствующей королевы в трагедиях великого драматурга - образец чести и спаситель Англии от кровавого чудовища - разбитого и погибшего Ричарда, так похожего на Святополка Окаянного, о котором упоминалось выше.

Рис. 36.

Портрет Екатерины II во Дворце правосудия работы Д. Г. Левицкого [1735-1822]. Русский музей. Спб.

Справа: Император Петр III. Гелиогравюра по портрету Ф. С. Рокотова, 1862 г.

Выше уже упоминалось об образе дегенерата - мужа, созданного Екатериной II. Их сын Павел I был фигурой непопулярной в обществе. И в современном ему дворянском обществе (убившем его или одобрившем убийство) и в более позднем - интеллигентном. Блестящая сатира Ю. Н. Тынянова Подпоручик Киже сделала Павла смешным. А между тем, Пушкин отозвался о нем: наш романтический император. Непредвзятый анализ, [эйдельман-86], показывает, что отнюдь не все было так плохо и глупо в действиях Павла. Екатерина опиралась на дворянство - единственно реальную силу, которую она видела в России. Лицемерно сокрушаясь в письмах на Запад о тяжелой доле крепостных, Екатерина расплатилась ими за поддержку нужных и сильных людей.

Павел - "российский Гамлет", ненавидел разврат и коррупцию придворного дворянства, которые усилились в царствование его матери. Он пытался бороться с "сильными персонами", "элитой", иногда доходя до смешного в этой борьбе, и был этой элитой убит. "Элита" может быть жестока точно также, как и тиран, и как толпа. За четыре с половиной века, в 1449 г в далеком Самарканде был свергнут своим сыном и убит Улугбек, внук великого завоевателя Тимура. Улугбек помимо основной специальности занимался астрономией. Его атлас звездного неба считался непревзойденным в течение веков. По-видимому, занимая такую должность, нельзя надолго отвлекаться от борьбы за власть. Обсерватория Улугбека сохранилась до настоящего времени.

Рис. 37.

Борис Годунов. XVII в., частная коллекция, [скрынников-80].

Версия преднамеренного убийства царевича Димитрия по приказу великого боярина Бориса Годунова была создана родственниками его матери Нагими, чтобы замаскировать убийство дьяка Битяговского. Но версия пошла гулять и была востребована разными слоями общества, [скрынников-80].

Судьбы участников

Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами3 росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав.

Константин Багрянородный (908-959). "Об управлении империей", гл. 9.

После победы в гражданской войне идет систематическое усиление Москвы. Успешно отбиваются набеги татар. Совершаются походы, мирные и не очень, на Вятку, на Новгород. После смерти Шемяки сын его, Иван, бежал в Литву, где нашел теплый прием. Туда же бежал с семьей Иван Андреевич Можайский, когда Василий пошел на него за его неисправление.

Весной 1456 г. умер рязанский великий князь Иван Федорович, сын дочери Донского, а перед этим - его жена. Московская летопись, сообщает что княжение же свое Рязанское и сына своего князя Василья приказал своему московскому родственнику - Василию Темному.

10.7.1456 Василий II неожиданно поимал на Москве своего родственника, верного, проверенного в тяжелых испытаниях Василия Ярославича, серпуховского князя. Княгиня и сын от первой жены бежали в Литву. Летописец никак не объясняет мотивов Василия II. Возможно, серпуховской союзник показался чрезмерно самостоятельным. Так и Сталин избавлялся от своих заслуженных союзников, чтобы их заслуги (перед Сталиным) не сделали их внутренне независимыми.

В начале марта 1462 г. был обнаружен заговор дети болярьские и иные дворяне хитростью коею хотяша выняти Василия Ярославича из угличского заточения. Семнадцать лет назад заговорщики во главе с Василием Ярославичем пытались освободить Василия Темного из этого же Углича. Теперь же Василий велел заговорщиков казнити, бити и мучити, и конми волочити по всему граду и по всем торгом, а последи повеле им главы отсещи... яко николиже таковая не слышаша, ниже видеша... в русских князех бываемо, понеже бо и недостоино ... кровь проливати во святыи Великии пост.

Этими казнями завершилось правление Василия Темного - 27 марта он умер. Сын его Иоанн уже много лет был провозглашен великим князем и наследником престола. Его удел, согласно завещанию Василия, много больше, чем уделы младших братьев. Он взошел на престол спокойно. В его великое княжение (а потом и царствование) Русь была объединена военной рукой. Самая крупная акция - уничтожение самостоятельности Новгородской республики. Была прекращена выплата дани Орде. Постепенно учащались казни.

В 1467 г. умер казанский хан Мамутяк, а затем его старший сын Халил и ханом становится Ибрагим. Он долго будет бороться за власть с дядей Касымом, за спиной которого будет стоять Иоанн III. Касимовское княжество более чем на век, станет постоянным рычагом московского давления на Казань. Там всегда будет на готове промосковский претендент на престол, [алишев-95], [карамзин-93], [соловьев-92], [худяков-91].

Эпилог

...если Я найду в Сыдоме пятьдесят праведников внутри города, то Я прощу всему месту ради них.

Бырэйшит (Бытие) 18. 26.

Анализируя всю историю этой феодальной войны, да и многое столь же симпатичное, творившееся и творящееся в мире, нельзя не задаться вопросами о причинах всей этой мерзости и о правильной (в каком смысле правильной?) линии поведения отдельного человека в таком мире.

Бежать - невозможно, да и некуда. И у соседей на юге и востоке - в Орде, и на западе - в Литве, в описываемый период происходят такие же гражданские братоубийственные войны. Единственное "окно в Европу" - Господин Великий Новгород, процветавший до завоевания его Иоанном III за счет торговли. Но ведь и в Европе - Столетняя война, не говоря уже о войнах более мелких. А главное, такие же люди, готовые из-за богатства и власти убивать себе подобных, воровать, грабить, лгать. И чужак - самый подходящий для этого объект.

Рис. 38.

Новгородцы, добывающие пушного зверя и продающие добычу. Фриз кирхи Николая. Штральзунд. Дерево. Вторая половина XIV в., [schildhauer-84].

Активное сопротивление - невозможно. Окружающие не поймут, если напомнить им о необходимости соблюдать заповеди. Т.е. в принципе, соблюдать конечно, надо, но не тогда, когда это соблюдение невыгодно.

Для конфликтных ситуаций люди пишут законы, т.е. уславливаются заранее, как нужно поступать в такой ситуации. Важная особенность закона - то что он пишется заранее, не для конкретного человека, а для ситуации. Тогда большинство членов общества, которые к этому закону уже привыкли, будут поддерживать этот закон, против того, чьи интересы в данном конкретном случае ущемляются. Когда же заметной части общества надоедает поддерживать законы, общество начинает разваливаться (см. наши комментарии и примеры в статье о Китайской стене).

Рис. 39.

Царевна Софья Алексеевна. Гравюра Леонтия Тарасевича, 1689 г.

В монархиях закон о престолонаследии, как показывают перечисленные выше примеры весьма важны. Они мало меняются.

Например, закон хеттского царя Телепину (мужа одной из принцесс, который сам силой захватил трон около 1525 г. до н.э.) гласил: Пусть царевич, сын от главной жены, будет царем. Если нет сына от главной жены, пусть сын жены второго ранга будет царем. Если, однако, нет царевича, пусть возьмут мужа для дочери жены первого ранга и пусть он станет царем.

Закон исполнялся 200 лет. Когда царь Муваталли умер, а законных сыновей не было, на престол вступил Урхи-Тешубу, сын наложницы. Он царствовал семь лет, а затем его сверг дядя, Хаттусили, который объяснил переворот плохим поведением племянника. Последний, впрочем убит не был, а только лишь отправлен в почетную ссылку; [герни-87]. Вегетарианские времена.

Как уже было сказано, престолонаследие князей Древней Руси регулировалось двумя системами: прямой (семейной) и лествичной (родовой). Пол-тысячелетия доминировала вторая.

Воцарение Василия II вместо его дяди Юрия - второго сына Дмитрия Донского означает переход к первой системе. Переход этот не твердый. Иоанн IV Грозный отравил своего двоюродного брата, Владимира Андреевича, опасаясь, что в случае его смерти трон перейдет к Владимиру, а не к сыну Иоанна.

В 1613 г. при выборах нового царя после Смутного времени, одним из решающих аргументов в пользу малолетнего Михаила Романова было родство (хотя и весьма отдаленное - но ближе не нашлось) с царем Иоанном IV через его первую жену - Анастасию. А ведь среди претендентов были рюриковичи, т.е. прямые потомки древнего Рюрика по мужской линии, [соловьев-92].

Низвержение Петром I царевны Софьи было связано с ее неудачами в организации походов на Крым и потерей популярности. Останься войска преданными ей - и занятие трона, и формирование закона, допускавшего женщин на трон, были бы вполне возможны.4 В августе 1687 г. дьяк Федор Шакловитый пытался, хотя и неудачно, инициировать челобитную от стрельцов с просьбой к Софье принять царский венец.

Рис. 40.

Царь Иоанн V. Парадный портрет. Официальная историография сообщает, что он умом и здоровьем был слаб. Проверить, насколько это соответствовало действительности, не просто. Во всяком случае в семейной борьбе он активного участия не принимал, от власти был оттеснен младшим братом - Петром, а дочери его были вполне нормальны. Одна из них, вдова герцога Курляндского, была долгое время российской императрицей. Гравюра Ф. Матторнови; 1730 г.

Дело решили тактика, интрига, сила, удача, наконец, но не закон, которого, строго говоря, и не было. В момент борьбы Петр пишет письмо брату, Иоанну V: А третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужскими особами в титлах и в расправе дел быти не изволяем; на то б и твоя, государя моего брата воля склонилася, потому что учала она в дела вступать и в титла писаться собою без нашего изволения; к тому же еще и царским венцом, для конечной нашей обиды, хотела венчаться. [соловьев-92].

В конце жизни Петр принужден был изменить свой взгляд на престолонаследие: старший сын от первой жены Евдокии Лопухиной, Алексей был им же и казнен, сын Петр от второй жены Екатерины Скавронской умер младенцем.

Рис. 41.

Слева: Петр I. Гравюра с портрета Г. Келлера, 1697.

Справа: Н. Н. Ге, 1871. Петр I допрашивает царевича Алексея.

Петр издал указ о престолонаследии, основной идеей которого было право монарха назначать себе преемника.5 При этом сам этот преемник в указе назван не был. В церквях во время воскресной молитвы приказано было молиться в том числе и за этого неназванного анонимного престолонаследника. Жестокость Петра не давала возможность посмеяться над таким экзотическим указом.

В последние месяцы жизни Петр получил доказательства супружеской измены Екатерины. Отрубленная голова любовника, Вилима Монса, в банке со спиртом была по приказу императора поставлена в корридоре, по которому обычно проходила императрица. Екатерина в любой момент могла ждать ареста, пыток, казни. Первая вспышка гнева Петра могла стать для нее последней. Но Петр тяжело заболел и умер. По легенде, последние слова императора были "Отдайте все..." - тут жизнь покинула его.

Дело о наследнике (вернее, наследнице) трона Петра решили А. Д. Меншиков и гвардейские полки, [соловьев-92], [тынянов-94]. Идея Петра привела к тому же результату, что и ее римский аналог - весь XVIII в. вопрос престолонаследия решали гвардейские штыки и шпаги, [гордин-94], [соловьев-92].

Рис. 42.

Слева: Петр I. Парадный портрет.

Справа: Екатерина I. Рисунок на камне П. Бореля 1870-е гг. С гравюры Я. Хубранена. По портрету К. Моора; 1717 г.

Павел I, сын Петра III и Екатерины II, в 1797 г. издал новый указ6 о престолонаследии: Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы Государство не было без Наследника. Дабы Наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род. Престол должен достаться старшему сыну и переходить дальше таким образом, пока род его не кончится. Затем трон переходит в род следующего брата; сестры допускаются только после всех братьев. Супруг (супруга) монарха трон не наследует (мать, захватившую трон отца, он ненавидел).7

Указ этот жизнь своему автору не спас - Павел I был убит 11.3.1801 гвардейскими заговорщиками во главе с генерал-губернатором Санкт-Петербурга Паленом с ведома старшего сына Павла - Александра, [эйдельман-86].

Рис. 43.

Слева: Портрет цесаревича Павла Петровича; Г. И. Скородумов [1755-1797].

Справа: Гравюра С. Клаубера по портрету Руаля, 1797 г.

После смерти Александра I, не имевшего законных детей, престол переходил к его брату, но секретность отречения второго брата - Константина в пользу третьего - Николая ускорило восстание декабристов - последнюю попытку гвардии решить вопрос своими штыками, [гордин-89].

Далее на протяжении XIX в. закон Павла I строго регулировал престолонаследие в пользу сына против брата умершего и закон этот никто не оспаривал.

С. Ю. Витте в своих мемуарах, [витте-60], отмечает два случая, когда жена Николая II, Александра Федоровна, зондировала возможность обхода закона о престолонаследии. До рождения сына наследником считался следующий брат Николая, сначала Георгий, а после смерти Георгия - Михаил. Императрица интересовалась, нельзя ли обойти Михаила в пользу одной из четырех дочерей ? В 1900 г. Николай II был серьезно болен и императрица вторично пробовала оспорить права Михаила, на том основании, что она беременна и может родиться мальчик. В обоих случаях Витте ссылался на закон Павла I, чем вызвал нелюбовь императрицы. Уместно вспомнить, что важным поводом для подозрений Ивана Грозного была попытка его ближних людей, Сильвестра и Адашевых, обойти наследством его малолетнего сына в пользу двоюродного брата царя, Владимира Андреевича Старицкого, когда Иван в 1553 г. был при смерти [соловьев-92]. Сходные ситуации - сходные реакции действующих лиц.

Рис. 44.

Слева: Нанесение смертельной раны графу Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра по рисунку А. И. Шарлеманя, 1862 г. Справа: Император Николай I; гравюра Ф. Крюгера.

Напротив, в 1917 г. Николай II пытался отречься в пользу не своего сына (тяжело больного ребенка - Алексея), а в пользу своего брата, Михаила. Думские юристы немедленно указали на противоречие с законом о престолонаследии (не мог отрекаться за наследника) и это (вместе с причинами неюридического толка) сделали воцарение Михаила невозможным, [солженицын-90].

Как мы видим, законы могут притормозить желание конкурентов перегрызть друг другу глотки, но тормоз этот - весьма ограниченного действия. Сила законов - в силе людей, которые этим законам подчиняются, прилагают усилия к тому, чтобы законы выполнялись окружающими и т.д.

Ни слепая покорность, ни бессмысленный бунт не заменяют привычки к уважению законов (а для этого - их понимания). Привычка эта не может быть выработана одним человеком или группой людей - это дело всего народа (общества). Истины эти банальны, но история падения всяческих содомов, римов, вавилонов и т.п. свидетельствует о том, что люди (по слабости своей) крайне неохотно относят эти довольно известные примеры к себе и к окружающей их действительности. Да, какие-то там государства пали, погибли миллионы людей, но какое это имеет отношение к моим (конечно, очень мелким) грешкам?

Рис. 45.

Рисунок С. М. Эйзенштейна к фильму Иван Грозный. Фильм сформировал образ этого царя для нескольких поколений в СССР, подобно тому, как в начале XIX в это сделал соответствующий том истории Н. М. Карамзина. По свидетельству современника улицы Санкт-Петербурга опустели - все (разумеется, речь идет о высшем классе - читающей публике) сидят дома и читают "Иоанна".

А как знать, не является ли казнь семьи Николая II, последнего царя из династии Романовых отзвуком (спустя 300 лет) указа первого Романова - Михаила Феодоровича о казни маленького сына Марины Мнишек (из "государственных соображений", разумеется). По сию пору неизвестно, был ли маленький царевич Димитрий Иоанович зарезан Битяговским по наущению Бориса Годунова, или сам упал на ножик в припадке эпилепсии, а детективная история была сочинена врагами Годунова. Версия, в любом случае, была правдоподобна, учитывая предыдущую традицию правителей. Россия заплатила за это Смутным Временем - десятилетием кровавых гражданских войн.

Рис. 46.

Рисунок С. М. Эйзенштейна к фильму Иван Грозный, изображающий князя Андрея Курбского - можно разобрать комментарии к образу, сделанные рукой Эйзенштейна. Переписка беглого князя и царя уже цитировалась выше.

Требовать соблюдения законов (или заповедей) гораздо приятнее от своих конкурентов, нежели от самого себя. В 1740 г. кабинет-министр Артемий Волынский подал императрице Анне Иоанновне пространное письмо направленное против Бирона и Остермана (хотя имена явно и не указывал). В докладе он критиковал российские порядки: У нас не законы персонами управляют, а персоны - законами. В борьбе верх одержал герцог Бирон, а Волынский был арестован, пытан и казнен. В застенке оппоненты ехидно указали на ряд случаев, когда и сам он законы игнорировал, [соловьев-92]. Впрочем, пока дело не дошло до дележа власти, на эти нарушения закона правительство охотно закрывало глаза.

Рис. 47.

Рисунок С. М. Эйзенштейна к фильму Иван Грозный. Филипп над гробами Колычевых. Три последние картинки взяты из [андроникова-74]. Отношение правителей России к Ивану Грозному довольно точно могло характеризовать самих этих правителей. Фильм Эйзенштейна делался под непосредственным наблюдением Сталина. По мнению вождя фильм недостаточно доказал необходимость кровавого искоренения боярской смуты царем (обострения классовой борьбы в период построения социализма).

Идеальных правителей8 не бывает. Когда народ Израиля решил избрать себе царя, чтобы быть как другие народы, пророк Шмуэль (Самуил) предупреждает народ, что от царя (которого он укажет сам, явно не желая выбрать плохого кандидата) воспоследует не только наведение порядка и объединение сил, но и менее приятные и полезные вещи.

Идеальных правителей не бывает. Да и народов идеальных (из весьма неидеальных граждан состоящих) - тоже. Это понимали и Аристотель, и Макиавелли, и отцы - основатели Соединенных Штатов. Законодатели и народ могут сделать правительство лучше или хуже.

Рис. 48.

Валтасар замечает руку, пишущую на стене огненными буквами. Х. ван Р. Рембрандт.9

А за грехи придется платить. Не самим - так потомкам.

Литература

[1] С. Х. Алишев: Казань и Москва. Межгосударственные отношения в XV - XVI вв. Казань, 1995.

[2] Амин аль-Холи: Связи между Нилом и Волгой в XIII - XIV в. "Восточная литература", М., 1962.

[3] Англофилия у трона. Британцы и русские в век Екатерины II. Составитель A. Cross, Британский совет, М., 1992.

[4] М. И. Андроникова: От прототипа к образу. М., "Наука", 1974,

[5] С. М. Ахинжанов: Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана. Прошлое Казахстана по археологическим источникам, Алма-Ата, 1976.

[6] С. М. Ахинжанов: Из истории движения кочевых племен евразийских степей в первой половине XI в. Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана, Алма-Ата, 1980.

[7] Н. Я. Бичурин (Иакинф): Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. т.1-2, 1950,

[8] О. Г. Большаков: История халифата. т.1, 1989; т.2, 1993, М., "Восточная литература".

[9] C. Ю. Витте: Воспоминания. Изд. социально-экономической литературы, М., 1960.

[10] О. Р. Герни: Хетты. М., "Наука", 1987, O. R. Gurney: The Hittites, Baltimore, 1964.

[11] Геродиан: История императорской власти после Марка. М., "PОССПЭН", 1996.

[12] Д. М. Глантц: Операция "Марс" (ноябрь - декабрь 1942). Вопр. истории, N 8, 1997, стр.14-27.

[13] А. Ф. Гольдштейн: Зодчество. М., "Просвещение", 1979.

[14] Я. А. Гордин: Мятеж реформаторов. Л., Лениздат, 1989.

[15] Я. А. Гордин: Меж рабством и свободой. Л., Лениздат, 1994.

[16] Л. Н. Гумилев: Хунну. 1960, 1993.

[17] И. М. Дьяконов и др. (ред.): История древнего мира. 1989, "Наука", т. 1-3.

[18] Записки императрицы Екатерины II. Пер. с франц. Вольная русская типография А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Лондон; М., "Наука", 1990.

[19] А. А. Зимин: Витязь на распутье. М., "Мысль", 1991.

[20] Абу-Али Ахмад бен Омар Ибн-Даст Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах. С-пб, 1869.

[20a] Путешествие Ибн Фадлана. Казань, Тат. книжное изд., 1999.

[21] История Востока. М., "Вост. лит. РАН", тт. 1, 2. 1995.

[22] Н. М. Карамзин: История государства Российского. 6 кн., М., "Книжный сад", 1993.

[23] Анна Комнина: Алексиада. Спб, "Алетейя", 1965, 1996.

[24] И. Ю. Крачковский: Избранные сочинения. т.IV, Изд. АН СССР, М.-Л., 1957.

[25] Б. Е. Кумеков: Государство кимаков IX - XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972.

[26] Г. З. Кунцевич: История о Казанском ханстве или Казанский летописец. С-пб., 1905.

[27] Михаил Львович Левин. Жизнь. Воспоминания. Творчество. Нижний Новгород, "Ин-т прикл. физики", 1998.

[28] Лицевой летописный свод. Житие Александра Невского, Л., "Аврора", 1990, 1992.

[29] Я. С. Лурье: Русские современники Возрождения. , М., "Наука", 1988.

[30] Марк Аврелий Антонин: Размышления. М., "Наука", 1993.

[31] Е. К. Мейендорф: Путешествие из Оренбурга в Бухару. M., "Наука", 1975.

[32] А. В. Муравьев, А. М. Сахаров: Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., "Просвещение", 1984.

[33] Новая история средневековой Франции. т.1. С. Лебек: Происхождение франков. , т.2. Л. Тейс: Наследие Каролингов. М., "Скарабей", 1993.

[34] Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. М., "Наука", 1993.

[35] А. М. Петров: Великий шелковый путь. О самом простом, но мало известном. , М., "Вост. литерат.", 1995.

[36] С. А. Плетнева: Половцы. М., "Наука", 1990.

[37] Прокопий Кесарийский: Война с готами. Война с персами. Тайная история, М., "Наука", 1993.

[38] Полное собрание русских летописей. т. II, М., 1962.

[39] Ф. Рашид-ад-Дин. Джами Ат-Таварих (сборник летописей). т. III., Баку, 1957.

[40] И. Д. Рожанский: История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., "Наука", 1988.

[41] Гай Светоний Транквилл: Жизнь двенадцати цезарей. 1990, М., "Худож. литература".

[42] С. И. Селешников: История календаря и хронология. "Наука", М., 1970.

[43] Л. А. Семенова: Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., "Наука", 1966.

[44] Е. Ч. Скржинская: Барбаро и Контарини в России. , Л., 1971,

[45] Р. Г. Скрынников: Россия накануне смутного времени. "Мысль", М., 1980.

[46] Р. Г. Скрынников: Третий Рим. "Дмитрий Булавин", С-пб, 1994.

[47] А. И. Солженицын: Красное колесо. , "Русский путь", 1990.

[48] С. М. Соловьев: История России с древнейших времен. М., 1992-1997.

[49] Элий Спартиан: Антонин Гета. Вестник Древней Истории, 1958, N 2.

[50] Н. В. Станкевич: О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III. Ученые записки Московского университета, 1834, ч.5, стр.34-35.

[51] К. Тацит: История. т.2, "Наука", Л., 1970.

[52] В. Г. Тизенгаузен: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т.1, Извлечения из сочинений арабских. Спб, 1884.

[53] В. Г. Тизенгаузен: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т.2, Извлечения из сочинений персидских авторов. М.-Л., 1941.

[54] Ю. Н. Тынянов: Восковая персона. Собр. соч. т. 1, "Терра", 1994.

[55] Ф. И. Успенский: История Византии. , т. 1, 1913, 1996.

[56] Г. А. Федоров-Давыдов: Курганы, идолы, монеты. М., "Наука", 1968.

[57] Дж. Феннел: Кризис средневековой Руси 1200-1304. "Прогресс", М., 1989; J. Fennell: The Crisis of Medieval Russia 1200-1304. , Longman, London & New York, 1983.

[58] М. Ферро: Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., "Высшая школа", 1992. M. Ferro: Comment on raconte l'histoire aux enfants `a travers le monde etier. "PAYOT", Paris, 1986.

[59] Хонтемир: История монголов от древнейших времен до Тамерлана, 1834, С-пб.

[60] М. Худяков: Очерки по истории Казанского ханства. М., ИНСАН, 1991.

[61] Н. Я. Эйдельман: Грань веков. М., "Мысль", 1986.

[62] Н. Я. Эйдельман: Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз. М., "Мысль", 1991.

[63] K. Branigan: Roman Britain. Reader's Digest, London, New York etc., 1983.

[64] A. Bryant: The Story of England. Makers of the Realm. London, 1954.

[65] K. W. Butzer: Der Umweltfaktor in der gro\ss en arabischen Expansion. Saeculum. Freiburg in Breisgau. 1957. t.8, s.357-371.

[66] J. Schildhauer: Die Hanse Geschichte und Kultur. Leipzig, 1984.



1 Интересно, знал ли Карамзин сочиненное Вассианом Рыло и цитируемое Соловьевым житие св. Пафнутия Боровского? Некий человек, именем Иван, съ бяше по научению некоих в великом Новгороде, служа у некоего князя благочестива, и господина своего отравою умори, последи же зазрев себе облечься в иноческий образ и прииде в обитель святаго; он же видев его грядуща, рече к учеником: зрите ли человека сего, яко ни иноческаго ради образа очистися от крови!.. Последи же поведа блаженный единому ученику: съ человек князя Димитрия Шемяку отравою уби.

2 В сатирической "Повести о Шемякином суде" XVII в. богатый брат ведет бедного в суд. По дороге бедный случайно убивает еще двух человек. Но судья по имени Шемяка в надежде на взятку выносит приговор именно в пользу бедного брата.

3 данниками, союзниками, участниками походов. Мы видим, что росы и славяне автором, как и в [ибн-даст-69], совершенно разделяются.

4 За прецедентами дело бы не стало - например, Мария и Елизавета - дочери Генриха VIII Английского.

5 Так же поступали и римские императоры.

6 Полное собрание законов Российской империи, "Учреждение об Императорской Фамилии", Указ N 17.906 от 5 апреля, т.24, стр.587-589, С-пб., 1830.

7 В США твердо известен порядок лиц, которые замещают президента: вице-президент, глава сената, глава конгресса ... 16 позиций. За более, чем 200 лет эксплуатации алгоритма далее второй позиции очередь не продвигалась.

8 Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, чтобы различать между добром и злом, ибо кто может судить этот многотрудный народ Твой? И хорошо было в глазах Господа то, что Шеломо просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, Вот, Я сделал по слову твоему. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя, не встанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, я дам тебе - и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе среди царей во все дни твои.

Книга Мелахим I (Царств 3) гл.3, 9-13.

Сколько правителей потешались над этими словами, и сколько народов потом расплачивалось за эту потеху.

9 В книге Даниила описан эпизод, во время пира во дворце Валтасара (Белшаццара), сына Навуходоносора (по вавилонским источникам - сына, наследника и регента последнего вавилонского царя Набонида; 536-539 г. до н. э.). Вавилонские мудрецы не смогли дать толкование надписи. Пророк Даниил, срочно вызванный к перепуганному Валтасару, переводит надпись так: ты взвешен и найден очень легким. Он предрекает Валтасару скорую смерть. И действительно, в ту же ночь тот был убит заговорщиками. Его преемником стал Дарий Мидянин. По вавилонским же источникам в 539 г. до н. э. Вавилон был захвачен Киром, царем Персии.