Печенеги по византийским источникам. Приложение к статье "Братская любовь, Шемякин суд, и кто напишет историю. I"

B. A Гордин
Во граде трубы загремели,

Бойцы сомкнулись, полетели

Навстречу рати удалой,

Сошлись - и заварился бой.

Почуя смерть, взыграли кони,

Пошли стучать мечи о брони;

Со свистом туча стрел взвилась,

Равнина кровью залилась;

Стремглав наездники помчались,

Дружины конные смешались;

Сомкнутой, дружною стеной

Там рубится со строем строй;

Со всадником там пеший бьется;

Там конь испуганный несется;

Там русский пал, там печенег;

Там клики битвы, там побег;

Тот опрокинут булавою;

Тот легкой поражен стрелою;

Другой, придавленный щитом,

Растоптан бешенным конем...
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила.

Константин VII Багрянородный. Середина X в.

Книгу [константин-91], написанную в 948-952 гг., император Константин VII Багрянородный, [945-958], адресовал, по-видимому, одному читателю - своему сыну и преемнику на императорском троне, Роману II, [959-963]. На момент завершения книги наследнику было 14 лет. Книга считается важнейшим описанием "сферы жизненных интересов" Византийской империи. Интересы эти состоят в войне, военных союзах, взимание дани. Торговля практически не затронута. Это определяет описываемую территорию - с кем война или военный союз маловероятны - чего на них время тратить. Здесь приведены извлечения о печенегах, снабженные кратким комментарием. Намного более полный комментарий, карты и большой список литературы см. [константин-91].

О пачинакитах: насколько полезны они, находясь в мире с василевсом ромеев.

Итак, послушай сын, то, что, как мне кажется, ты обязан знать, обрети разумение, дабы овладеть управлением. Ведь и всем прочим я говорю, что знание есть благо для подданых, в особенности же для тебя, обязанного печься о спасении всех и править и руководить мировым кораблем. А если я воспользовался ясной и общедоступной речью, как бы беспечно текущей обыденной прозой, для изложения предстоящего, не удивляйся нисколько, сын мой. Ведь не пример каллиграфии или аттикизирующего стиля, торжественного и возвышенного, я старался представить, а заботился более, чтобы через простое и обиходное повествование наставить тебя в том, о чем, по моему мнению, тебе не должно пребывать в неведении и что лего может тебе доставить тот разум и мудрость, которые обретаются в длительном опыте.

Я полагаю всегда полезным для василевса ромеев желать мира с народом пачинакитов, заключать с ними дружественные соглашения и договоры, посылать отсюда к ним каждый год апокрисиария с подобающими и подходящими дарами для народа и забирать оттуда омиров, т.е. заложников, и апокрисиария, которые прибудут в богохранимый этот град вместе с исполнителем сего дела и воспользуются царскими благодеяниями и милостями, во всем достойными правящего василевса.

Поскольку этот народ пачинакитов соседствует с областью Херсона1, то они, не будучи дружески расположены к нам, могут выступать против Херсона, совершать на него набеги и разорять и самый Херсон, и так называемые Климаты.

О пачинакитах и росах.

Знай, что пачинакиты стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб.

Знай, что и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось.2 Но и против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удаляются от своих семей, - напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться.

Знай, что и у царственного сего града ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появляться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко - не могут же росы двум трудам противостоять - побеждают и устраивают резню, см. ниже описания гибели Святослава и его войска, произошедшее два десятилетия спустя на этих самых порогах.

О пачинакитах и турках.

Знай, что и турок3 род весьма страшится и боится упомянутых пачинакитов потому, что был неоднократно побеждаем ими и предан почти полному уничтожению, оттого турки всегда страшными считают пачинакитов и трепещут перед ними.

О пачинакитах, росах и турках.

Знай, что пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят на ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю.

О пачинакитах и булгарах.

Знай, что и булгарам более страшным казался бы василевс ромеев и мог бы понуждать их к спокойствию, находясь в мире с пачинакитами, поскольку и с этими булгарами соседят названные пачинакиты и, когда пожелают, либо ради собственной корысти, либо в угоду василевсу ромеев, могут легко выступать против Булгарии и, благодаря своему подавляющему большинству и силе, одолевать тех и побеждать. Поэтому и булгары проявляют постоянное старание и заботу о мире и согласии с пачинакитами. Так как булгары многократно были побеждены и ограблены ими, то по опыту узнали, что хорошо и выгодно находиться всегда в мире с пачинакитами.

О пачинакитах и херсонитах.

Знай, что и другой народ из тех же самых пачинакитов находится рядом с областью Херсона. Они и торгуют с херсонитами, и исполняют поручения как их, так и василевса и в Росии, и в Хазарии, и в Зихии4, и во всех тамошних краях, получая, разумеется, от херсонитов заранее согласованную плату за эту самую услугу, соответственно важности поручения и своим трудом, как-то: влаттии, прандии, харерии, пояса, перец, алые кожи парфянские и другие предметы, требуемые ими, как о том каждый херсонит сумеет договориться с любым из пачинакитов при соглашении или уступит его настояним. Ведь будучи свободными и как бы самостоятельными, и самые пачинакиты никогда и никакой услуги не совершают без платы.

О народе пачинакитов (37).

Да будет известно, что пачинакиты сначала имели место своего обитания на реке Атил5, а также на реке Геих6, будучи соседями и хазар, и так называемых узов. Однако пятьдесят лет назад7 упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны, и владеют ею вплоть до нынешних времен так называемые узы. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для нового поселения. Достигнув земли, которой они обладают и ныне, обнаружив на ней турок, победив их в войне и вытеснив, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной, как сказано, вплоть до сего дня уже в течение пятидесяти пяти лет.8

Да будет ведомо, что вся Пачинакия делится на восемь фем, имея столько же великих архонтов9. А фемы таковы: название первой фемы Иртим, второй - Цур, третьей - Гила, четвертой - Кулпеи, пятой - Харавои, шестой - Талмат, седьмой - Хопон, восьмой - Цопон. Во времена же, в какие пачинакиты были изгнаны из своей страны, они имели архонтами в феме Иртим Ваицу, в Цуре - Куела, в Гиле - Куркутэ, в Кулпеи - Илаоса, в Харазои - Каидума, в феме Талмат - Косту, в Хопоне - Гиаци, а в феме Цопон - Батана. После смерти этих власть унаследовали их двоюродные братья, ибо у них утвердились законы и древний обычай, согласно которым они не имели права передавать достоинство детям или своим братьям; довольно было для владеющих им и того, что они правили в течение жизни. После же их смерти должно было избирать или их двоюродного брата, или сыновьев двоюродных братьев, чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом.10 Восемь фем разделяются на сорок частей, и они имеют архонтов более низкого разряда.

Должно знать, что четыре рода пачинакитов, а именно: фема Куарцицур11, фема Сирукалпеи, фема Вороталмат и фема Вулацопон, - расположены по ту сторону реки Днепра по направлению к краям более восточным и северным, напротив Узии, Хазарии, Алании, Херсона и прочих Климатов. Остальные же четыре рода располагаются по сю сторону Днепра, по направлению к более западным и северным краям, а именно: фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдиертим соседит с подплатежными стране Росии местностями, с ультинами, дервленинами, лензанинами и прочими славянами. Пачинакия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Аланиии - на шесть дней, от Мордии12 - на десять дней, от Росии - на один день, от Туркии - на четыре дня, от Булгарии - на полдня, к Херсону они очень близки, а к Боспору еще ближе.

Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): ведь одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали до самых плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников.

Должно знать, что по сю сторону реки Днепра, в краю, обращенном к Булгарии, у переправ через эту реку, имеются пустые крепости: первая крепость названа пачинакитами Аспрон, так как ее камни кажутся совсем белыми; вторая крепость Тунгаты, третья крепость Кракнакаты, четвертая крепость Салмакаты, пятая крепость Сакакаты, шестая крепость Гизукаты. Посреди самих строений древних крепостей обнаруживаются некие признаки церквей и кресты, высеченные в песчаннике, поэтому кое-кто сохраняет предание, что ромеи некогда имели там поселение.

Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар.

Продолжатель Феофана. Середина X в.

Это, по-видимому, коллективный автор. Рукопись датируется примерно правлением Константина Багрянородного и его сына. Имеются и их жизнеописания.

Жизнеописание византийских царей. Феофил.

В это время хаган Хазарии и пех отправили к самодержцу Феофилу [829-842] послов с просьбой отстроить им крепость Саркел13 ту, что расположена на реке Танаис14, разделяющей по одну сторону печенегов, по другую - хазар, и где, поочередно сменяя друг друга, несут службу три сотни хазарских стражников. В ответ на их просьбы и мольбы послал Феофил спафарокандидата15 Петрону, сына Кантомира, с царскими хеландиями16 и катепаном17 Пафлагонии и приказал выполнить просьбу хазар.18

Жизнеописание византийских царей. Константин VII.

Болгарин Симеон вновь опустошал Фракию, и августа вместе с вельможами пребывала в раздумьях, как обуздать его наглость. В это время попросил Иоанн Вога титул патрикия, пообещав поднять против Симеона печенегов. Добившись желаемого и взяв дары, он отправился в печенежскую землю. Иоанн заключил договор, взял заложников и вместе с ними вернулся в город, заручившись согласием печенегов переправиться и воевать Симеона.

И послан был на помощь Льву Фоке на реку Данувий19 со всеми кораблями патрикий Роман, друнгарий флота, а также и Иоанн Вога - привести печенегов, как говорилось. Друнгарию Роману было приказано переправить печенегов на помощь Льву Фоке против болгар, однако между Романом и Иоанном начались распри и споры, и печенеги, видя, как они враждуют и ссорятся между собой, вернулись домой.

Лев Диакон. История. Конец X в.

Сфендослав20 оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей21, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех росов, убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места.

Скилица. XI в. О войне с Русью императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.

Когда Свендослав возвращался возвращался домой (972 г.) и проходил через землю пацинаков, то они заранее подготовили засаду и ожидали его. Подвергшись нападению, он и все его войско было совершенно истреблено. Пацинаки были раздражены тем, что он заключил с ромеями договор.

Анна Комнина. "Алексиада." Начало XII в. Описание битвы с печенегами 1091 г.

5. Так действовал император. Между тем скифы22, расположившись по берегам речки под названием Мавропотам, начали тайком привлекать на свою сторону куманов, призывая их стать союзниками. Вместе с тем они непрерывно отправляли послов к императору с предложением мира. Алексей догадывался о хитром замысле скифом и давал уклончивые ответы послам, желая внушить им мысль, что к нему должно подойти наемное войско из Рима. Куманы же, поскольку обещания печенегов были двусмысленными, не перешли к ним и вечером обратились к императору со следующими словами: "До каких пор будем мы оттягивать бой ? Знай, что мы больше не намерены ждать и с восходом солнца отведаем мяса волка или ягненка." Император выслушал это и, зная крутой нрав куманов, больше не стал откладывать сражения. Определив следующий день для решительной битвы, он обещал куманам назавтра вступить в бой со скифами, а сам немедленно созвал военачальников, пентеконтархов и остальных командиров и велел им объявить по всему лагерю о назначенной битве. Несмотря на принятые меры, император опасался бесчисленного множества печенегов и куманов и боялся соединения обоих войск.

К одолеваемому этими мыслями императору прибыли на подмогу перебежчики - около пяти тысяч храбрых и воинственных жителей горных областей. ... Восстав ото сна, император полностью вооружил легкие отряды войска, правда, некоторых воинов облачил в одежды и головные уборы, перешитые из одноцветных шелковых плащей23, ибо железных доспехов на всех не хватило.

С первой улыбкой утра Алексей в полном вооружении вышел из лощины и приказал подать сигнал к бою. У подножья так называемого Левуния он разделил свое войско и выстроил фаланги по отрядам. Сам пышащий яростью самодержец встал впереди строя, командование правым флангом принял Георгий Палеолог, левым - Константин Далассин. Справа от куманов24 стоял в полном вооружении вместе со своими воинами Монастра. Видя, что самодержец устанавливает фаланги, куманы также вооружили и выстроили в принятый у них боевой порядок свои отряды. Слева от них находилась Уза и - фронтом на запад - Умбертул с кельтами25. Как бы огородив свое войско строем фаланг и окружив его плотным кольцом конных отрядов, самодержец приказал подать сигнал трубой сигнал к бою.

Ромеи, опасаясь неисчислимого скифского войска и несметного множества крытых повозок, которые скифы использовали вместо стены, в один голос воззвали к милости всевышнего и, опустив поводья, бросились в бой со скифами; самодержец несся впереди всех. Строй принял вид серпа, и в один момент, будто по условному знаку, все войско, в том числе и куманы, ринулось на скифов. Один из самых главных скифских военачальников понял, чем все это может кончиться, и решил заранее обеспечить себе спасение: в сопровождении нескольких скифов он явился к куманам - последние говорили на одном с ними языке. Хотя куманы ревностно сражались со скифами, тем не менее он питал к ним больше доверия, чем к ромеям, и хотел воспользоваться их посредничеством перед самодержцем. Самодержец заметил это и стал опасаться, как бы и другие скифы не перешли к ним, не привлекли на свою сторону куманов и не убедили их направить против ромейской фаланги как помыслы свои, так и коней. Поэтому император, который всегда умел находить выход из критического положения, немедленно приказал императорскому знаменосцу со знаменем в руках встать у куманского лагеря.

К этому времени скифский строй был уже прорван, оба войска сошлись в рукопашной схватке и началась резня, подобной которой никто никогда не был свидетелем. Страшные удары мечей поражали уже постигнутых божьим гневом скифов, а разящие устали непрерывно размахивать оружием и, утомленные, ослабили натиск. Самодержец въехал на коне в гущу врагов; он приводил в замешательство целые фаланги, наносил удары пытавшимся сопротивляться, а находившихся вдали устрашал криками. Когда Алексей увидел, что наступил полдень и солнечные лучи уже падают вертикально, он предусмотрительно сделал следующее. Подозвав к себе нескольких воинов, он приказал им попросить крестьян наполнить водой кожанные мехи и привезти их на своих мулах. Когда доставляющих воду крестьян увидели их соседи, они, хотя их никто об этом не просил, сделали то же самое: стали подвозить воду в амфорах, в кожанных мехах или в других подвернувшихся под руку сосудах, чтобы освежить наших воинов, освобождавших их от страшного скифского владычества. Выпив немного воды, ромеи продолжили битву.

В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах. Это было двадцать девятого апреля, в третий день недели. По этому поводу византийцы стали распевать насмешливую песенку: "Из-за одного дня не пришлось скифам увидеть мая".

На закате, когда все скифы, включая женшин и детей, стали добычей меча и многие из них были взяты в плен, имератор приказал сыграть сигнал отхода и вернулся в свой лагерь. Все случившееся тогда должно было казаться чудом, особенно если принять во внимание следующее обстоятельство. В свое время ромеи, выступая из Византия против скифов, закупили веревки и ремни, чтобы связать пленных и таким образом привести их к себе домой. Но все произошло тогда наоборот: ромеи сами были связаны и оказались в плену у скифов. Это произошло в битве со скифами у Дристры (1087 или 1088гг), когда бог обуздал гордыню ромеев. Но позднее, в то время, о котором я сейчас повествую, бог, видя, что ромеи охвачены страхом, потеряли всякую надежду на спасение и не имеют сил противостоять такому множеству врагов, неожиданно даровал им победу, и теперь уже вязали, разили, вели в плен скифов и, не ограничиваясь этим (ведь все это нередко происходит и во время небольших сражений), в один день полностью уничтожили многотысячный народ.

6. Куманский и скифский отряды отошли друг друга, и самодержец с наступлением сумерек вспомнил о еде. В это время перед ним предстал разгневанный Синесий и сказал следующее: "Что происходит ? Что это за новые порядки ? У каждого воина по тридцати и более пленных скифов, а рядом с нами толпа куманов. Если усталые воины, как это и должно быть, уснут, скифы освободят друг друга и, выхватив акинаки, убьют своих стражей. Что тогда будет ? Прикажи скорей умертвить пленных." Император сурово взглянул на Синесия и сказал: "Скифы - те же люди; враги тоже достойны сострадания. Я не знаю, о чем ты только думаешь, болтая это !". Затем Алексей с гневом прогнал продолжавшего упорствовать Синесия. Одновременно он велел довести до сведения всех воинов приказ сложить в одно место скифское оружие и хорошо стеречь пленных.

Сделав такие распоряжения, император спокойно провел остаток ночи. Однако в среднюю стражу ночи воины, повинуясь божественному гласу, или по другой неизвестной мне причине убили почти всех пленных. Император узнал об этом утром, сразу же заподозрил Синесия и немедленно призвал его к себе. Разразившись угрозами, Алексей приказал заключить его в оковы. "Пусть узнает, - сказал император, - каким злом являются одни только оковы, и он никогда не будет выносить людям столь суровые приговоры." И Алексей наказал бы Синесия, если бы к нему не явились вельможи, приходившиеся родственниками и свойственниками самодержцу, и сообща не попросили помиловать Синесия.

Между тем большинство куманов опасалось, как бы самодержец ночью не замыслил чего-нибудь против них, поэтому они забрали свою добычу и ночью выступили по дороге к Данувию. Сам же император, стремясь уйти от зловония, исходившего от трупов, на рассвете выступил из лагеря и направился к Кала-Дендра - в восемнадцати стадиях от Хирии...

Прибыв в Кала-Дендра, самодержец узнал о бегстве куманов и велел погрузить на мулов все то, что он должен был отдать куманам согласно условиям договора, и приказал, если удастся, настичь их у Данувия и вручить им их долю. Ведь Алексей нередко и со многими людьми вел беседы о лживости и считал недопустимыми не только лгать, но даже казаться лживым. Так он распорядился относительно беглецов. Тех же куманов, которые за ним последовали, Алексей щедро угощал весь остаток дня. Он решил, однако, не отдавать куманам в тот день причитающегося им жалования, а подождать, пока они не протрезвятся во сне и, придя в себя, не начнут отдавать себе отчет в происходящем. На следующий же день Алексей призвал их всех к себе и заплатил им намного лучше, чем обещал раньше. Император решил отпустить куманов домой, но взял у них заложников, ибо опасался, что на обратном пути они рассеются во все стороны в поисках провианта и нанесут немалый вред селениям, расположенным вдоль дороги. Так как куманы просили обеспечить им безопасность в пути, Алексей поручил Иоаннаки (это человек выдающегося мужества и ума) позаботиться о куманах и благополучно доставить к самому Зигу. Так божественное провидение позаботилось о самодержце.

Литература

[1] Константин Багрянородный: Об управлении империей. М., "Наука", 1991.

[2] История Венгрии т.1., М., "Наука", 1971.

[3] Л. Диакон: История. М., "Наука", 1991.

[4] А. П. Ковалевский: Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг. Харьков, 1956.

[5] Ф. И. Успенский: История Византийской империи. тт. 1-3, М., "Мысль", 1996-1997.

[6] С. А. Плетнева: Половцы. М., "Наука", 1990.

[7] G. Giannelli, С. М. Соловьев: История России с древнейших времен. т. 1, М., "Мысль", "Голос", 1993.

[8] G. Giannelli, Ioahannis Scylitzae Synopsis Historiarum. Rec.I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci, 1973.



1 фема (область) города Херсон (Херсонеса) находилась в южном Крыму и называлась Климаты. Область, сообщение с которой проходило только по Черному морю, проявляла склонность к сепаратизму. В период правления Константина VII полностью в составе империи. Термин "климаты" связан с делением поверхности Земли на широтные климатические зоны.

2 Данные археологии этого не подтверждают. Другое дело, что животноводство у печенегов было, по-видимому, лучше развито, чем у земледельцев - славян.

3 Здесь имеются в виду венгры (мадьяры). Следует ли считать эти два слова синонимами, или они обозначают два родственных, впоследствии слившихся племени, - неясно. Венгры были изгнаны в Карпаты из района Урала и Поволжья печенегами. Потом они сместились южнее - "обрели родину". почаша воевати на живущая ту волохи словени. Седяху бо ту преже словени, и волохове прияша землю словеньску. Посем же угри прогноаша волъхи, и наследиша землю ту, и седоша со словены, покоривше я под ся, и оттоле прозвася земля Угорьска - "Повесть временных лет."

В это время конные отряды венгров совершали грабительские набеги на Западную Европу, включая Францию, Германию, Италию, Испанию; [венгрия-71]. Саксонский король Генрих I Птицелов (933) и его преемник, основатель Германской империи Оттон I (955) одержали решительные победы над крупными венгерскими отрядами. Два венгерских вождя, Булчу и Лела, были взяты в плен немцами и казнены. Спустя несколько веков остатки печенегов, разбитые половцами и византийцами нашли прибежище в Венгрии.

Король Золтан в первой половине X в. принял печенегов, поселил их на северо-востоке страны. Его сын Токсон был женат на печенеженке. Токсон принял хана Тонузобу с ордой - поселены на р.Тиссе. Среди городов, которые получили "следующие" ханы Билу и Баксу (печенеги достаточно быстро ассимилировались среди венгров), был и Пешт. При сыне короля Токсона (печенеге по матери) в Венгрию пришло еще несколько печенежских ханов со своими ордами.

4 Объединение адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом.

5 Волга.

6 Таким образом, места обитания - междуречье Волги, Урала и Эмбы, подробнее см. комментарии к [константин-91].

7 чуть больше, - в 894г., см. комментарий к [константин-91].

8 Под 898 г. русская летопись сообщает Идоша Угре мимо Киев горою... и пришедшие к Днепру, сташа вежами . Следом, в 915 г. появляются и победители: приидоша печенези первое на Рускую землю и створивше мир с Игорем, идоша к Дунаю.

9 Константин использует византийскую терминологию; уместнее было бы использовать термины "орда" и "хан".

10 Эта "демократическая" система отличается от лествичной системы наследования, которая подробно обсуждается в основной статье "Братская любовь, шемякин суд, и кто напишет историю."

11 переводы и этих, полных, и упоминавшихся ранее кратких названий, с тюркского см. в комментариях к [константин-91].

12 единственное известное упоминание о мордве в этот период.

13 В переводе это означает ~"Белый дом".

14Дон.

15Сравнительно невысокий чин.

16Крупные военные корабли.

17Военный руководитель провинции.

18 Тем не менее печенеги нанесли серьезные поражения Хазарскому каганату в течение следующих ста лет. Вероятно, участвовали печенеги и в походе князя Святослава в "добивающем" ударе по хазарам в 965 г. Через три года печенеги воспользовались походом Святослава на Балканы и атаковали Киев. и затворися Ольга с внуки своими Ярополком, Олгом, Володимером в городе Киеве. И оступиша печенези город в силе тяжьце, бесцисленное множьство около города и не бе лзе вылести из града и вести послати. Некий юноша пробрался через ряды осаждавших, переплыл Днепр и добрался до черниговского воеводы Претича, выручившего Киев. В 972 г. печенеги перехватили возвращавшееся из неудачного балканского похода войско Святослава на днепровских порогах. Святослав был убит, а из его черепа хан Куря сделал себе чашу. Печенеги участвуют и далее и в набегах на Русь, и как "приглашенные" участвовать в междоусобицах русских князей. В 1036 г., когда киевский князь Ярослав был в Новгороде печенеги пошли на Киев. Ярослав вернулся с сильной ратью из варягов и новгородцев. И бе сеча зла и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе роздно и не ведахуся камо бежаче и овии бегающе тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках и тако погибоша, а прок их прибегоша и до сего дни. После этой битвы нападения печенегов на Русь не упоминаются. Через несколько десятилетий с востока накатывается следующая волна кочевников - бывшие победители печенегов - узы (они же гузы, торки, берендеи, черные клобуки). Еще через несколько лет - узы уже разбиты, подходят половцы; [плетнева-90], [соловьев-93].

19Дунай.

20 Святослав.

21 О племенах фтирофагов упоминал Геродот. Современник Льва Диакона, арабский путешественник Ибн-Фадлан, [ковалевский-56], также упоминает о такой пище.

22имеются в виду печенеги.

23другой перевод - цвета железа.

24половцы, союзники, хотя и ненадежные, византийцев.

25 имеются в виду выходцы из Западной Европы.