Вокруг Помпей

B. A Гордин

Четыреста лет назад, в 1597 - 1600 гг., на берегу Неаполитанского залива недалеко от вулкана Везувий копали землю. В земле, точнее в слое вулканической лавы и пепла, был обнаружен город.

Рис. 1.

Изображение юной красавицы из Помпей. Записная книжка составлена из восковых дощечек, заостренной палочкой на них пишут; [branigan-83].

В земле Италии уже несколько веков находили статуи и оружие, серьги и перстни, многие другие вещи из металла и камня, пролежавшие тысячу (а то и две) лет. Дерево, папирус, кожа сгнили. Найденные в земле произведения искусства превосходили (посмотрите в альбомах живопись, например, X века!) то, что умели делать ремесленники и художники того времени. Богатые люди, князья, римские папы стали собирать эти старые произведения искусства. Люди искусства поняли, что их лучшие произведения могут быть превзойдены и стали пытаться превзойти эти "новые" старые шедевры. И им это со временем удалось. В Италии, а потом и во всей Европе, начался период Возрождения или Ренессанс. Постепенно изменилась и литература, и вообще жизнь людей. Дело, конечно, не в одних этих находках. Находили, наверное, и раньше - это не было интересно.

Рис. 2.

В Средневековье исскуство стало намного более примитивным. Надгробная плита с изображением Жоффруа Плантагенета. Выемчатая эмаль. Франция. Вторая половина XII в.

Рассматривая произведения искусства можно многое представить о стиле жизни соответствующей эпохи.

Рис. 3.

А вот уже несколько более поздняя работа. Одно из лиц-листьев из альбома Виллара де Оннекура. XIII в. [моран-82]. Франция. Средневековье переходит в Возрождение.

Но теперь был найдены не статуя, и не перстень, а целый город. Дома, магазины, вымощенные плитами и снабженные тротуарами улицы. Две главные улицы, Strada di Mercurio и Strada Stabiana вели с севера на юг, а две другие - Strada di Nola и Strada di Abbondanza - с востока на запад (значит, умели определять стороны света). В магазинах сохранились прилавки, на стенах вилл - мозаики (и какие!). С Кампанских гор по свинцовым трубам (значит, умели делать трубы из свинца) вода текла (значит, умели рассчитывать скорость течения, необходимые перепады высот и т.п.) в город и распределялась по водоёмам, фонтанам и частным домам. Работала канализация (тоже не простая задача - в российских деревнях её нет и посейчас).

Рис. 4.

Амфитеатр вмещал 20 000 зрителей; [giannelli-75].

На форуме (а их было даже два - старый и новый) горожане обсуждали свои дела, принимали решения.

Рис. 5.

Остатки форума в Помпеях; [giannelli-75].

Некоторые вазы, из числа найденных, предназначались для украшения садов. Найдены предметы быта, одновременно являвшиеся украшениями: посуда, самовар, канделябры, оружие, фонтаны, столы, пиршественные ложа и т.п.

Про этот погибший полторы тысячи лет назад город помнили. Несколько латинских (язык, на котором говорили римляне, называется латинским) авторов сообщают об этом городе, Помпеи, погубленном Везувием в конце августа 79 г.

Рис. 6.

Актеры и их маски; Музей археологии, Неаполь; [giannelli-75].

Довольно подробно письмо римского администратора Плиния своему другу. Дело в том, что во время извержения погиб от вулканических испарений его дядя, Плиний Старший, который пытался оказать помощь терпящим бедствие. Плиний Старший был военачальником, администратором, ученым, автором многих книг (до нас дошла его Естественная История, в которой Плиний Старший излагает прочитанные им сведения из самых разных наук своего времени. Как и письма Плиния Младшего, она переведена на русский язык). Во время катастрофы он командовал Мизенским императорским флотом.

Рис. 7.

Магистрат, обращающийся к народу. Археологический музей во Флоренции; [giannelli-75].

К моменту своей гибели Помпеи уже насчитывали семь веков. Город принадлежал оскам, а потом самнитам. Ненадолго его захватывали этруски - это все племена, жившие в Италии и покоренные Римом. Во время гражданской войны между Марием и Суллой город принял сторону Мария, а победил Сулла. В наказание он поселил в городе своих отслуживших солдат-ветеранов, передав им земли города. Город получил новое название: Colonia Veneria Cornelia Pompeianorum. Сулла происходил из старинного римского рода Корнелиев.

Рис. 8.

Ликтор. Ликторы составляли почетную охрану высших должностных лиц: консулов, трибунов, префектов и т.п. Пучок розг и топор - непременные атрибуты ликтора. Реконструкция рельефного изображения, найденного около Беневенте; [giannelli-75].

Вулканический пепел укрыл город на полторы тысячи лет от войн и разрушений. По этим местам проходили вандалы и готы, византийцы и лангобарды, франки и арабы, норманы и войска римских пап, немцы, французы и испанцы. Походы эти сопровождалась грабежом и разрушениями, археология мало интересовала воинов.

Впрочем, и после открытия Помпей войны не обходили эти места стороной. Бурбоны, Габсбурги, Французская Республика и Наполеон Бонапарт по нескольку раз утверждали здесь свое право сильного. Здесь шваpтовались коpабли Ушакова и Hельсона.

Рис. 9.

Сpажение на Чеpтовом мосту. Войска А. Сувоpова пpоpываются в 1799 г. из Италии в Швейцаpию сквозь заслоны войск Фpанцузской Республики. Каpтина из музея г. Цюpиха

Поход Гарибальди привел к провозглашению независимой Италии. Последний раз во время Второй Мировой войны здесь прошли англо-американские войска, наступая на итало-германские.

Вернемся, однако, к раскопкам, которые начались очень нескоро - в 1748 г. Искали произведения искусства. Но постепенно поняли, что с помощью раскопок можно глубоко проникнуть в жизнь древних римлян, а это не менее интересно. В 1861 г. археолог Фиорелли организовал уже научные раскопки. К этому времени в Европе археология (от греческих слов {\it архайос} - древний и {\it логос} - учение) стала постепенно наукой. Например, можно узнать, откуда и какие товары привозили в этот город, сколько комнат приходилось на одного свободного человека, и где жили рабы, что они ели и т.д.

Рис. 10.

Серебряное зеркало; найдено в Помпеях; [giannelli-75].

После того как в 1895 г. был откопан дом Веттиев, было решено результаты раскопок оставлять на месте находки. Теперь это город-музей.

Рис. 11.

Аполлон, играющий на лире. Роспись дома Веттиев в Помпеях; [giannelli-75].

Сотни тысяч туристов имеют шанс задуматься о том, как внезапно может быть разрушена привычная жизнь. До высоты 800 метров (высота вулкана 1277 м.) тянутся сады, виноградники, сосновые рощи. Пепел не только убивает все живое, но и служит (потом) прекрасным удобрением.

Рис. 12.

Раскопки в Помпеи; большие печи в пекарне; [giannelli-75].

Чтобы заранее узнать об извержении заранее в 1842 г. на Везувии была учреждена специальная лаборатория. С последнего извержения прошло более 40 лет.

Рис. 13.

Фреска из Геркуланума; [giannelli-75].

С другой стороны Везувия находился город Геркуланум (Herculaneum). Его гибель была стремительной. Ливень намочил пепел, сделал его очень тяжелым и обрушил вниз - лавина грязи покрыла многометровым слоем и город, и жителей. Потом эта грязь застыла и превратилась в твердую стеклообразную массу. Местные жители называли её "старой землей". Античный театр был обнаружен в 1719 г. французским аристократом Е. д'Эльбефом - он вел земляные работы на своей вилле. В 1738 г. начались раскопки.

Рис. 14.

К. П. Брюллов. Гибель Помпеи.

Напоследок раскажем о знаменитой картине русского живописца Карла Павловича Брюллова (1799-1852) "Гибель Помпеи". Он написал её в 1830-1833 гг., когда он работал в Риме, и она получила огромное признание в Италии, которая находилась в то время под властью Австрийской империи. Итальянское общество, мечтая о независимости, восторгалось трагическими картинами, напоминавшими о былом величии Рима. Сейчас картина - в Русском музее Санкт-Петербурга.

Вопросы

1. Что бы было Вам интересно узнать про жизнь римлян 19 веков назад и можно ли (и как?) это узнать по данным раскопок?

2. В статье упоминается несколько дат. Что происходило в это время в других странах? Чем различалась живопись в Италии, Индии, Китае в эти периоды?

3. Прочитайте (в книге или на нашем сайте) письма Плиния Младшего (книга 3, письмо 5 и книга 6, письмо 16), в котором он описывает жизнь и гибель своего дяди, и сравните впечатления от прочитанного и от картины Брюллова.

Литература

[1] К. Керам: Боги, ученые, гробницы. 1960, М., "Иностр. лит.".

[2] Плиний мл.: Письма. 1984, М., "Наука".

[3] Плиний ст.: Естествознание. Об искусстве. 1994, М., "Ладомир".

[4] К. Тацит: История. т.2, "Наука", Л., 1970.

[5] К. Branigan: Roman Britain. Reader's Digest, London, New York etc., 1983.

[6] G. Giannelli, U. E. Paoli: Anticky Rim. "Tartan", Bratislava, 1975; Florencia, 19??.