По обе стороны Великой Китайской стены

B. A. Гордин

Рис. 1.

Великая Китайская Стена.

По-китайски она называется Вань-ли-чан-чен, что переводится как "стена длиной в десять тысяч ли", и действительно, велика. По длине - около 4000 (по прямой - 1800) километров, по высоте - 6-10 метров, по толщине - 5-6. Войска и даже колесницы могут маневрировать непосредственно по этой стене, чтобы встретить нападающих там, где они будут атаковать. Оповещение - с помощью сигнальных костров. Башни (их было около 60 000) - каждые 100-200 м. Начинается стена у Ляо-дунского залива и тянется на запад. Строили её из каменных глыб, кирпича и утрамбованной земли, в основном, более двух тысяч лет назад, в течение нескольких веков. Впрочем, 450 км. достроили сравнительно недавно - в XVI в. Строительство это было на пределе возможности государства. Помимо свободных крестьян, на строительстве использовались и рабы, и пленные, и преступники. За попытку побега настигнутых (из педагогических соображений, по-видимому) замуровывали в стену. Тяготы строительства были так велики, что приводили к неоднократным восстаниям (так же, как и во времена Петра I в России).

Рис. 2.

Фигурная ваза в виде чудовища с головой тигра, защищающего человека. Бронза. Эпоха Шан. [моран-82].

Строить это оборонительное сооружение начали в эпоху "Воюющих царств" ("Чжань го") в V - III веках до новой эры, когда давно уже распалась на части держава Чжоу, и эти части стали, естественно, враждовать между собой. Эпохе Чжоу предшествовала эпоха Шан.

Эпоха Чжань го описана в переведенных на русский язык "Ши-цзи" - "Исторических записках" Сыма Цяня, [сыма-92], и "Го юй" - "Речах царств", [го-87]. Время жизни Сыма Цяня - 145-87 гг. до н.э., т.е. позже древне-греческих историков Геродота, Фукидида, Ксенофонта, но раньше римских: Ливия, Тацита, Непота, Аппиана и др.

Рис. 3.

Белый тигр. Нефрит. Эпоха воюющих царств. [моран-82].

Воюющих царств много (в предыдущий период "Весны и Осени" их еще больше - более тысячи) и запомнить их довольно трудно. Они заключают союзы и изменяют союзникам, вводят и отменяют законы, воюют и строят. Кроме царей Сыма Цянь всегда упоминает мудрецов, "ши", которые объясняют царям, как те должны поступать и почему. Очень интересно было бы узнать, насколько точно Сыма Цянь передает речи мудрецов, а насколько - выдумывает их сам?

Слово "жу" означало и ученый, и конфуцианец. Использовались термины цзюнь "цзы" (благородный муж) и "сянь жень" (достойный человек). Приближенный советник, "ши" должен был нести ответственность за качество даваемых советов и разделить с патроном горечь поражения. Популярная (интересно, среди кого ?) поговорка того времени гласила " Лучше заполучить одного "ши", чем десять тысяч ли земли".

Рис. 4.

Подвеска с орнаментом из драконов и отдельное украшение в виде дракона. Нефрит. Эпоха воюющих царств. [моран-82].

Греческие и римские историки много пишут о сражениях, о том, как выбиралось место битвы, как были расставлены войска и что полководцы говорили перед боем - откуда они, часто спустя много веков после описываемых событий, это так точно знают?

Любимые герои Сыма Цяня - дающие советы министры, которые объясняют, почему нужно поступить именно так, ссылаются на старинных (уже тогда) мудрецов. Нам, спустя 2 или 2,5 тысячи лет, кажется, что это почти одно и то же. А ведь расстояние как от путешествия Колумба до наших дней. Очень интересно почувствовать, как ощущалось это "давно" и сравнить ощущение с нашим. Это один из предметов истории как науки - изучить, что было важно и не важно, хорошо и плохо, давно и недавно и т.п. для людей изучаемой эпохи, а также понять общие закономерности событий.

Рис. 5.

Цзин Кэ покушается на жизнь циньского вана. Реконструкция Л. П. Сытина по каменной стеле I в.

Например, несколько лет истории княжества Цинь Сыма Цянь описывает в 44 главе следующими немногими строками: На начальном году правления Цзя-вана (227 г. до н.э.) яньский наследник Дань послал Цзин Кэ совершить покушение на циньского вана, но циньский ван раскрыл заговор. На третьем году (225 г.) циньцы затопили Далян и взяли в плен вана Цзя. После этого они ликвидировали княжество Вэй, образовав на его землях область и уезды.

Рис. 6.

Бронзовая маска. Период Шан или начало Чжоу. [моран-82].

В конце глав "Исторических записок" Сыма Цянь делает общие выводы из написанного. Так 42-ая завершается следующим образом:

Я, тайшигун, Придворный историограф, скажу так.

Рис. 7.

Идущий дракон. Позолоченная бронза. Период Чжань-го. [моран-82].

Существует суждение о том, что когда объединяются с помощью власти, силы и выгоды, и когда власть и выгода применяются до конца, тогда люди отдаляются друг от друга. Это видно на примере Фу Цзя. Он убил Чжен-цзы, и хотя вернул Ли-гуна к власти, но, в конечном счете, Ли гун отошел от него и убил его. Разве этот случай отличается от случившегося с цзиньским Ли Кэ? Или возьмем соблюдавшего долг верности Сюнь Си: сам погиб, но не сумел сохранить жизнь Си-ци. Как же многообразны причины перемен и беспорядков!

Рис. 8.

Ваза в виде совы из бронзы. Период Чжоу. [моран-82].

Другой предмет изучения истории - важные изобретения, которые сильно влияли на жизнь человека - на победу в войне и на производительность труда. Отклонимся в сторону и поговорим о распространении железа. Сначала1 монополия была у племени, которое греки называли халибами, входившим в державу хеттов (географически - восток современной Турции), - на их территории добывалась железная руда; халибы её и обрабатывали.

Рис. 9.

Хеттская империя. Бог-меч (найден в Язылыкае) и мифическое чудовище (- в Каракемише).

Поскольку температура плавления железа намного выше, чем у меди и олова, для его обработки нужно было сперва изобрести поддув и применять меха при плавке. Цена секретного оружия была высока. Один железный клинок мог послужить, например, подарком фараону или ассирийскому царю.2 Когда три тысячи лет назад хетты все же были разбиты (не только оружие решает победу), охранять секреты стало некому.

Рис. 10.

Хеттский сосуд в форме льва. IX в. до н.э. [piotrovsky-88].

Поняв секреты технологии, другие народы стали железную руду находить и плавить, хотя это произошло не сразу. Гомер в "Иллиаде" и "Одиссее" упоминает и медное, и бронзовое, и железное оружие. Во времена библейского Шамшуна (Самсона) монополия на железные орудия у живущего на побережье народа плиштим (филистимлян, народов моря), и евреям по каждому случаю приобретения или ремонта приходится к ним обращаться.

Рис. 11.

Применение ручных мехов для поддува. Рисунок взят из знаменитой книги Г. Агриколы (Бауэра) О горнорудном деле. Исчерпывающее руководство и, к тому же, блестяще оформленое. Издана книга в XVI в., в Германии.

Римляне и германцы узнали секреты производства железа и стали от кельтов. Спустя несколько веков кельты почти полностью были ими ассимилированы или уничтожены.

Рис. 12.

Умирающий галл. Римская мраморная статуя 220 - 210 гг. до н.э. [piotrovsky-88].

Месторождения железной руды встречаются чаще, чем месторождения руд меди (медного колчедана, хотя иногда везло и находили куски самородной меди) и олова (касситерита - оловянного камня), из которых делали бронзу, поэтому железо стало дешевле, когда научились его плавить - для этого нужна более высокая температура. Но простое криничное железо уступало бронзе по прочностным характеристикам и было подвержено ржавчине. Но когда научились делать сталь (пережигая в специальных печах железо вместе с древесным углем, а полученное углеродистое железо закаляя см. Рис. 13), получили материал для грозных мечей (можно рубить, а не только колоть, как бронзовым кинжалом), для прочных осей колес, которые использовали и для повозок, и для полива полей, и для механизации поддува при плавке, а также для более производительных плугов. Отклонимся от основной темы еще сильнее. Известный историк Диодор Сицилийский, [диодор-74], в дошедшей до нас части "Исторической библиотеки" описывает метод, применявшийся иберийскими (Иберия - от финикийского слова Iber - по ту сторону света - Пиренейский полуостров) кельтами. Полученное сыродутным способом кричное железо ковалось, а затем закапывалось надолго в землю. Части кованых пластин, которые бедны углеродом, ржавели. Потом их извлекали из земли, ржавчину удаляли, а из остальной части крицы изготовляли замечательные мечи, против которых не могли устоять ни щит, ни шлем. М. Беккерт, [беккерт-88], пишет, что даже в XX веке при пахоте в районах древних кельтских и древне-германских кузниц крестьяне находили остатки боевых мечей и топоров. Вместо музеев местные кузнецы отправляли их на наковальню, получая для хозяйства замечательные топоры и ножи из прекрасной древней стали.

Рис. 13.

Японские кузнецы. Ковка сглаживает поверхность металла, на которой находится окисел, и упорядочивает структуру зерен железа. [бродель-86].

Другие важные изобретения: колесо и его важная модификация - колесо на спицах, существенно облегчающее конструкцию и делающее колесницу более маневренной и грозной в бою (они появились 3,5 тыс. лет тому назад); скифские двухперые и трехперые наконечники стрел из бронзы, обеспечивающие большую дальность и точность стрельбы.

Технический прогресс, как и сегодня, мог обеспечить богатство и могущество.

Рис. 14.

Ключи галло-романской эпохи, когда римские легионы уже ушли из Галлии, но римская культура и многие римские граждане остались. [моран-82].

Вернемся в Китай. Упомянем о старинных китайских мудрецах: Конфуции или Конфу-цзы (551 - 479 гг. до н.э.) и Лао цзы (если это реальная личность, то он несколько старше Конфуция; его последователи называются даосами); - их дела и высказывания, изучаются в Китае и по сию пору.

Приверженцы еще одного направления китайской философии, легисты (фа цзя), считали, что государство важнее, чем люди, которые в нем живут. Жители для того и существуют, чтобы укреплять государство.

Чтобы сориентировать читателя во времени, напомним, что Иерушалаим и его Храм были взяты и разрушены войсками вавилонского царя Невухадрэццаара (Навуходоносора) в 587 г., а победители вавилонян - персы во главе с царем Дарием, а потом - Ксерксом отправились завоевывать Грецию спустя сто лет. Битва при Марафоне состоялась в 490 г., а при Фермопилах и при Саламине - в 480 г. до н.э.

Итак, мудрые министры почтительно давали советы своим царям (цари назывались ванами, а князья - гунами. Ван царства Чжоу, остатка развалившейся империи, скромно назывался "Сын Неба" или тянь цзы), а те слушались или нет. Если же не слушались, то дела, разумеется, шли очень плохо (Сыма Цянь сам был из таких, познавших и почет, и опалу мудрецов, и старался поддерживать их престиж), а если слушались, то - замечательно. Разумеется, если соседний ван или гун не использовал советы еще более мудрого министра - тут уж ничего не поделаешь. Хорошие дела означали, что этот ван поубивал кучу солдат у соседей и захватил у них много земель и крестьян. Особенно ценные советы давал сам Конфуций, хотя некоторые из них кажутся современному человеку несколько странными.

Рис. 15.

Лао цзы и Кофуций (слева). Изображения средневековые, поэтому похожесть портретов под большим вопросом.

Период Чжань го закончился в 221 г. до н.э., когда Ин чжен - ван государства Цинь (отсюда европейское название Китая - Chine) разбил своих конкурентов и провозгласил себя императором, хуанди. Он не стал называть себя сыном неба, поскольку он разбил и Чжоу. Были упразднено колесничное войско аристократов. Основу составила пехота, вооруженная железными мечами и арбалетами и защищенная небольшими доспехами. Потом к ней добавилась тяжелая (тела всадника и коня покрывались железными пластинами) кавалерия. Заметим, что в то же время такое войско (предшественники европейских рыцарей средневековья) появились у парфян и сарматов. Для того чтобы китайцы чувствовали себя единым народом, этот император, принявший имя Цинь ши хуанди (эти три китайских слова Вы уже знаете), запретил людям называть себя по названиям старых царств, а всем (включая своих родственников) велел называться "черноголовыми". Кроме того, он "приказал сжечь все книги, дабы летопись велась лишь с начала его царствования" - такая же идея была реализована и арабами при уничтожении уникальной александрийской библиотеки, и большевиками, постоянно внушавшими, что в 1917 году началась "новая жизнь", а до этого была какая-то "полужизнь".

Кроме того, он велел разрушить стены, разделявшие старые царства, но зато удлинить и укрепить те части, которые охраняли Цинь от кочевников с севера.

Рис. 16.

Статуэтка воина из погребения императора Цинь ши хуанди. 3 в. до н.э. Терракота. [piotrovsky-88]. Обратите внимание, - антропологически воин не слишком похож на современного китайца.

Нужно сказать, что китайцы не очень уважали и любили не-китайцев, поскольку те жили не в домах, а в кибитках, готовили пищу по-другому, не знали китайской философии, науки и литературы и, вообще, были грубоваты. Они их (не-китайцев) называли варварами (так, впрочем, поступали и древние греки, и римляне, и византийцы. В наше время такой подход к чужакам тоже не редкость) и полагали, что тем самое лучшее быть рабами китайцев.

Соседи тоже не слишком жаловали китайцев, полагая, что те подходят лишь для того, чтобы их грабить и обкладывать данью. В крайнем случае, у них можно обменять лошадей и шкуры на шелк, вино, хлеб, вкусную еду и драгоценные украшения.

Ничего удивительного, что китайцы называли одно из самых мощных племен северных кочевников сюн-ну (или хунну), что означает "злые рабы".3 Со своей стороны, старейшины хунну говорили: "Сражаться на коне есть наше господство, и потому мы страшны всем народам".

Великая стена, помимо обороны от врагов извне, препятствовала преступникам и просто желающим бежать из Китая - у хунну "жить весело", а стране нужны были налогоплательщики и воины.

Периоды войн сменялись, впрочем, периодами мира и торговли. Тогда китайцы у ворот Великой стены устраивали базары (но, на случай войн и стычек, у каждых ворот стены сооружалась специальная крепость), нанимали отряды варваров на военную службу (например, на южной границе страны) и даже выдавали своих (не самых главных) принцесс замуж за вождей (называвшихся шаньюями, что в переводе означало "величайший") варваров. Важный вопрос, обсуждавшийся царями и министрами - государственная монополия внешней торговли - запрет частным лицам торговать с варварами и, следовательно, возможность сильно поднять цены. Хунну неоднократно начинали войны за отмену такой монополии.

При изучении функций в математике и физике особый интерес представляют точки скачков, изломов, всплесков и других особенностей. В истории такие моменты времени (сражения, гибель династий, стихийные бедствия, страшные злодейства) также представляют собой наиболее интересные для изложения сюжеты. Постепенное и сравнительно благополучное развитие интересно, как правило, лишь специалистам. Такая искаженная "статистика сюжетов" невольно влияет на сознание читателей. История отношений китайцев и хунну не исключение.

Возможно, У. Шекспир выбрал бы иные сюжеты для своих "Исторических хроник", а А. Дюма и В. Скотт - для своих приключенческих исторических романов, знай они китайские летописи.

До третьего века до н.э. сведения о хунну очень разрозненны. Но далее история ведется довольно подробно. Начинается она с трагедии, не уступающей гамлетовской или князь-гвидоновской.

Рис. 17.

Эта хищная птица, держащая в клюве лошадиный череп, найдена в кургане Пазырык на Алтае. Принадлежал ли автор к племени хунну, сказать затруднительно.

Шаньюй Тулунь, живший в мире с Китаем, имел сыновей от двух жен и, в обход обычая, хотел передать престол младшему. Он отдал старшего, Модэ, в заложники в другое племя и начал с этим племенем войну, полагая, что заложника убьют. Но Модэ удалось украсть коня и бежать к своим. Папа Тулунь, восхищенный подвигом сына, или притворившийся восхищенным, вторично на сына не покушался и даже дал ему отряд войска. Сын занялся спец-обучением: воины должны были немедленно пускать стрелы туда, куда Модэ пускал свою, свистящую. Первый раз он пустил свою стрелу в собственного любимого коня. Те, кто испугался выстрелить, были казнены. Для второго эксперимента была использована молодая жена Модэ. Для третьего - папин конь. У оставшихся в живых выработался условный рефлекс. Когда на охоте в 209 г. сын выстрелил свистящей стрелой в папину сторону, Тулунь был весь утыкан стрелами, а Модэ с одобрения сородичей убил мачеху и брата, стал шаньюем и начал войну сначала с соседними племенами, а затем и с Китаем. За год до этого умер Цинь Ши-хуанди. Развал империи начался немедленно. Чтобы посадить на престол младшего и безвольного сына придворный евнух послал воевавшему старшему принцу Фу Су поддельный приказ уже умершего отца покончить жизнь самоубийством, и покорный сын выполнил приказ.

Затем евнух уничтожил возможных конкурентов во влиянии на нового императора.

В стране начались бунты, переросшие в гражданскую войну. В конце 207 г. до н.э. последний император Цинь сдался одному из вождей восставших, бывшему сельскому старосте Лю Баню, после чего начались бои между вождями восставших. В 202 г. Лю Бань победил и под титулом Гаоцзу основал новую династию Хань - тут и нагрянул Моде и его хунну. Гаоцзу повел армию на врага, хотя от сильных холодов треть воинов обморозила руки. Хунну заманили китайцев и окружили их. Семь суток войско отбивалось без пищи и сна. Китайскому разведчику удалось пробраться к жене Моде и подкупить ее (похожий исторический сюжет - турки окружают русскую армию во главе с Петром I на Пруте, но Шафиров подкупает турецкого главнокомандующего). Та советует мужу помириться с "гениальным человеком". Хунны дают проход, и китайцы выходят к главным силам, держа натянутые луки, направленными в сторону врагов.

В течение веков чаша весов клонилась в разные стороны. Осады, ночные налеты, гибель армий от снега или песчаных бурь, подкупы, отравления, предательства, побеги, перевооружение армий, бунты измученного военными тяготами населения. Войны сменялись замирениями. Похоже на столетнюю войну, только в несколько раз дольше. Империя Хань покровительствовала крестьянам и ученым в ущерб аристократии и просуществовала более двух веков.

Рис. 18.

Политическая карта Азии II в. до н.э. по развед-данным Чжан Цяня. [гумилев-60].

В 140 г. к власти пришел император У-ди. В 138 г. до н.э. разведчик Чжан Цянь был послан на запад для поиска там союзников. По дороге он попал в плен, пробыл там 10 лет, бежал, после долгих скитаний выполнил задание, на обратном пути снова попал в плен, снова бежал и вернулся в Китай. Юэчжи (они же тохары, возможно это саки-массогеты), жившие на север от Греко-Бактрии, напали на хунну с запада. Впрочем, хунну также искали, и не безуспешно, союзников.

Война началась раньше, чем вернулся Чжан Цянь. После ряда тяжелых военных лет император изменил тактику, организовал легкую кавалерию и послал ее в тыл врага убивать и пленять.

Рис. 19.

Галопирующие кони. Раскопки в провинции Кансу. 2 в. н.э. Поздняя Хань. Бронза. [piotrovsky-88].

В период поражений хунну перенесли свои становища на север, отделив себя от Китая и его армий пустыней Гоби. Легкой кавалерии было намного легче пересечь пустыню, чем тяжелой пехоте, обремененной большим обозом. Но и Китай уже обладал таким войском. Кроме того заметную роль играли штрафные батальоны из преступников, т.н. "молодые негодяи". Китаю удалось нанести своим соседям (хунну, корейцам, тибетцам и государствам Индокитая) сильные удары. Но цена побед была весьма велика. У-ди запретил все школы кроме конфуцианской, говорившей о служении государству как о священном долге подданных. Возросли налоги, и понизился уровень жизни.

Чжан Цянь рассказал императору о "небесных конях", которых разводят на западе, в районе Ферганы. За ними было организовано несколько походов; во время осады города Далань китайский полководец в 101 г. до н.э. услышал, что там есть инженеры из Тацинь (Греция и/или Рим), взял 300 кобыл и несколько десятков жеребцов и не стал доводить дело до штурма. Затем последовали походы против главного врага - Хунну, но они были неудачны. В 87 г. император У-ди умер.

Как же оценивали эти войны в следующие века? В 8 г. н.э. канцлер Ван Ман узурпировал власть и стал собирать огромную, трехсоттысячную армию для похода на Хунну. Вся страна работала на войну. Полководцы указывали ему на трудности для тяжелого войска, обремененного обозом, в пустыне Гоби. А вот что писал один из военачальников Янь Ю.

Я слышал, что хунну причиняли вред уже с давних пор, но я не слышал, чтобы во времена глубокой древности против них ходили в походы. В более позднее время три династии - Чжоу, Цинь и Хань ходили против них войной, но ни одна из них не смогла выработать лучшего плана. Династия Чжоу имела средний, династия Хань - худший, а династия Цинь вообще не имела плана.

И вот, что Янь Ю пишет о каждом из трех планов борьбы с кочевниками.

1) Когда во времена чжоуского Сюань-вана сяньюни вторглись и дошли до Цзиньяна, военачальникам было приказано выступить против них, причем, дойдя до границы, войска возвратились обратно. Сюань-ван смотрел на вторжения жунов и дисцев как на укусы комара или овода и только отгонял. Поэтому Поднебесная назвала его мудрым, и эти действия являются средним планом.

2) Циньский император Ши-хуанди, не будучи в состоянии стерпеть мелкие поношения и с пренебрежением относившийся к силам народа, стал строить великую стену, которая тянулась на десять тысяч ли, причем непрерывная вереница перевозившихся грузов начиналась от берега моря. Однако, когда было закончено создание сильно укрепленной границы, Срединное государство истощилось, в результате чего династия погибла, а это показывает, что у нее не было никакого плана.

3) Ханьский император У-ди назначил военачальников и обучил воинов, которые с небольшими обозами и малым количеством провианта глубоко вторглись в землю хунну, поставив там далекие гарнизоны, и, хотя были одержаны победы и захвачена добыча, хусцы немедленно начали мстить за это. Более тридцати лет продолжались бедствия, связанные с затянувшейся войной. Срединное государство устало и истощилось, но и хунну также приобрели печальный опыт. Поэтому Поднебесная назвала императора воинственным, а его действия являются худшим планом.

Что же особенно рекомендовали китайские авторы? Сыма Цянь рекомендует образ действий легендарного императора Яо: сумел проявить добродетели, ведущие людей к повиновению, и с их помощью сблизил все девять поколений. Когда среди девяти поколений установилось согласие, он навел порядок среди простого народа и просветил его. Когда простой народ просветился, он объединил и привел к согласию десять тысяч владений.

Рис. 20.

Карта миpа II в. н.э. по данным Птолемея, Египет, Римская импepия. [Томсон-53]. Ни Китая, ни хунну на ней нет.

Похожие советы дает и трактат "Ли-цзи чжен-и" (Записи о церемониях). В древности тот, кто хотел распространить свои светлые добродетели на всю Поднебесную, приводил сначала в порядок свое владение; тот, кто хотел привести в порядок свое владение, приводил сначала в порядок свою семью; тот, кто хотел привести в порядок свою семью, совершенствовал сначала себя.

Такие вот рецепты - пока они не устарели.

Что касается Ван Мана, то трехсоттысячная армия так и не выступила - приготовления были так долги, что армия разложилась. Последовательный конфуцианец, Ван Ман был уверен, что "Небо облекло его властью". С самыми лучшими намерениями он национализировал землю, передал ее излишки от владельцев бедным родичам или соседям, ввел контроль за ценами на рынках; торговля рабами и частная отливка монеты были запрещены. Четыре ближайших семьи соседей преступника за недоносительство отдавали в рабство. В результате земледельцы и купцы не смогли работать, зато образовалось много новых рабов (зека, по-нашему), и их бросили на строительство новых храмов. В 17 г. после налетов хунну и других кочевников в Китае начались бунты и восстания. Ван Мань собрал войско из освобожденных рабов и помилованных преступников, но восставшие разбили его. В 23 г. восстали и аристократы во главе с отпрыском династии Хань. Сторонники Ван Маня были перебиты, а узурпатор убит во дворце своей столицы Чанани. Затем последовало четыре года гражданской войны между победителями, и воцарилась Поздняя Хань.

В середине первого века до н.э. (т.е. при династии Хань) Китаю удалось расколоть хунну на южных (мирных) и северных (воинственных). Такое положение сохранялось многие десятилетия, и каждый хуннский воин мог решить, какая же жизнь ему подходит больше и уйти к подходящему шаньюю. Похожую ситуацию с германскими племенами описывает Тацит: одни принимают торговцев роскошью и вином - с ними можно договариваться, а те, что не допускают торговцев - могут неожиданно напасть.

Рис. 21.

Велико было исскуство римлян изображать в мраморе. а) Голова римской женщины, т.н. сириянка. 160-170 гг. б) Воин в шлеме с забралом. Найден в Ричестере, Англия. Конец I в. (т.е. современник извержения Везувия). в) Император Марк Аврелий Антонин. 170 - 180 гг. г) Римлянин. Последняя четверть I в. до н.э.

Во втором веке н.э. на Дальнем Востоке усилилось государство Сянь би, воевавшее и с Хунну, и с Китаем. Часть хунну перешла к ним, и этот союз послужил источником для будущих тюркских и монгольских племен. Северные хунну, получив страшный удар в середине второго века, отступают далеко на запад - до Урала и Волги, и пропадают из китайских хроник.

Рис. 22.

Настенная роспись в "доме мистерий" в Помпеях. [giannelli-75].

Они, по-видимому, смешиваются с уграми и сарматами, и вдруг в середине четвертого века возникают в Европе под именем гуннов. Южная их орда (белые гунны или эфталиты) атакует Персию. Персия защищает проход в Кавказских горах в районе Дербента и по договору требует у Византии разделить расходы. Северная (черные гунны) под водительством Валамира громит аланов в междуречьи Волги и Дона и заставляет их вместе идти на запад. Нанеся страшный удар по готам и заставив их и другие германские племена, не захотевшие присоединиться к орде, отступать на запад или на юго-запад к римской границе, а частично и переходить ее мирно или с боями, гунны вызывают Великое переселение народов во всей Европе и даже Северной Африке.

Многие племена варваров признают их владычество. Затем следует период вражды гуннских ханов (может быть, их следует называть шаньюями?). Наконец, Ругила объединяет орду, переходит Дунай и завоевывает Паннонию (современная Венгрия). В 433 г. царями становятся братья Аттила и Бледа из рода Амалов. В 444 или 445 г. Аттила, прозванный "бичем Божиим", убивает брата и начинает править один. Римляне после трех поражений платят дань, чтобы спасти Константинополь.

А началась эта история много веков назад у Великой Китайской стены.

Рис. 23.

Легионеры, устроив из щитов "черепаху", штурмуют крепость; [branigan-83].

Возможно самый информативный источник - "Сказания Приска Панийского", бывшего у гуннов с посольством в 438 г. Внешний вид гуннов вызывает у него отвращение. Неожиданно он встречается там с единоплеменником, захваченным гуннами в плен после взятия византийского города, обращенным в раба, ходившим с гуннами на войну, завоевавшим себе свободу, но почему-то оставшимся жить с гуннами. На удивленный вопрос Приска он отвечает, что византийские граждане плохо защищены от врагов в дни войны и от коррумпированных судей и чиновников - в дни мира. А здесь он чувствует себя защищенным. Не правда ли похоже на "у хунну жить весело". После походов на Восточную Римскую империю царь гуннов Аттила атакует Западную. Римский полководец Аэций (мальчиком и юношей бывший у гуннов заложником, изучивший их нравы и тактику и даже встречавшийся с юным Аттилой) собирает большое войско и привлекает много варварских племен. В битве на Каталаунских полях (совр. Франция) в 451 г. участвуют сотни тысяч воинов с каждой из сторон. Атилла побежден и отступает, но все же не разбит. Совершает еще несколько походов. В 453 г. он умирает, а огромная орда распадается. Аэций же внушает опасения императору Валентиниану III и предательски лично им убит в 454 г. Через год и сам император убит дружинником покойного Аэция - готом Оптилой.

Рис. 24.

Карта Римской империи. Выделены крупные города и специальные дороги для быстрого марша легионов.

Раньше, чем закончить эту повесть про орду, несколько веков шедшую от Дальнего Востока до Западной Европы, сообщим еще о "прямых" контактах Римской и Китайской империй. В середине первого века до н.э. вождь усуней - в этот момент союзников хунну, за два года построил в долине реки Талас крепость, окруженную земельным валом и двойным частоколом со сторожевыми башнями. Архитектура крепости, тактика и вооружение сотни пехотинцев ее защищавших дают основание предположить, что речь идет о центурии римлян, попавших в парфянский плен при разгроме армии Красса в 53 г. до н.э. и уступленной парфянами усуням.

Римский историк Луций Анней Флор сообщает, что в конце принципата Августа (т.е. более полувека спустя) явились с посольством серы, которые сочли наибольшей данью длительность пути, на который у них ушло четыре года. Серикум это шелк, Серинда - Китай. Впрочем, иногда различают: серы живут в Западном Китае, а сины - в Восточном.

Рис. 25.

Карта Великого Шелкового пути.

Римляне пользуются шелком, который доставляется через третьи или четвертые руки, но сведений у них маловато. Так Плиний Старший со слов каких-то цейлонцев, которые добрались таки до Рима, пишет, что серы рослые, рыжеволосые, голубоглазые (т.е., по-видимому, путает их с памирцами). Шелк, по мнению римлян, есть пух или ворс, счесываемый с листьев.

Рис. 26.

Узор на шелке. Период Хань. [моран-82]. Найден в Пальмире - столице небольшого, зависимого от Римской империи государства на Ближнем Востоке. Период расцвета Пальмиры связан именно с транзитной торговлей. [дьяконов-89], [история-95]. Известна находка шелка на территории современного Люксембурга, датируемая V в. до н.э.

Век спустя в 97 г н.э. (уже по китайским данным) император Бань Чао послал Кань Шеня послом в Парфию. Там посол (находясь на территории современной Сирии) узнал о существовании государства Тацинь и захотел туда добраться. Идея парфянам не понравилась (а ну как договорятся за их спиной) и они наврали послу о пути, что он де идет через Аравию и занимает от 3 месяцев до 2 лет.

Рис. 27.

Золотая фигурка относится к Персии V в. до н.э. - предшественнице Парфянской империи.

После этого посол от идеи продлить свое путешествие отказался. В 166 г. от тациньского царя Ань Туня (Марка Аврелия Антонина) пришли в Китай послы (а может и купцы, выдававшие себя за послов).4 Приходили послы и в 226 и 284 гг. Историю с секретом шелка сообщает Прокопий Кесарийский. Ноу-хау (грены шелка) пронесли монахи в выдолбленных посохах. Откуда именно был добыт секрет не вполне ясно; см. также [петров-95].

Рис. 28.

С башни удобнее нести караульную службу, и от вражеских стрел защита сверху имеется. Конечно, не все участки стены сохранились в таком хорошем состоянии, но сюда возят туристов.

Великая стена использовалась еще против многих противников: сяньбийцев, тюрков, киданей (империя киданей "Ляо" - "Железная" в Северном Китае существовала в 916 - 1123 гг и дала русскоязычное название страны), чжурчженей, монголов, маньчжур. В первой половине XX века в Китае война почти не прекращалась и у крепостей Великой стены стояли гарнизоны и посты.

Рис. 29.

Китайская стена, как и сохранившиеся фортификационные сооружения в других странах - объект любопытства туристов.

Ох, не прямы пути истории.

Литература

[1] М. Беккерт: Железо. Факты и легенды , Металлургия, М., 1988, M. Beckert: Eisen. Totsachen und Legenden, Leipzig, 1981.

[2] Н. Я. Бичурин (Иакинф): Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. т.1-2, 1950,

[3] Ф. Бродель: Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв., тт.1-3, "Прогресс", 1986, F. Braudel: Civilization materielle et capitalisme, XV$-XVIII siecle. Armand Colin, Paris, 1979.

[4] О. Р. Герни: Хетты. М., "Наука", 1987, O. R. Gurney: The Hittites, Baltimore, 1964.

[5] Го юй (Речи царств). М., "Восточная литература.", 1987.

Рис. 30.

Вал Адриана (римский император начала II в.) длиной 73 мили пересекал Англию с запада на восток и отделял завоеванный римлянами юг от непокоренного севера. 12 крепостей на стене или чуть сзади стены. Позади западного и центрального учатков проходила скоростная римская дорога для быстрой переброски резервов. Век спустя был построен вал Антонина - севернее и короче адрианова. Но в начале V в. римские легионы были вынуждены покинуть Британию - для защиты Италии от наступавших варваров не хватало войск. 15 000 км. отделяет вал Адриана от Великой Китайской стены, но похожие обстоятельства - похожие сооружения; [branigan-83].

[6] Григорий Турский: История франков, М.,"Наука", 1987.

[7] Л. Н. Гумилев: Хунну, "Восточная литература.", 1960, 1993.

[8] Л. Н. Гумилев: Хунну в Китае, "Восточная литература.", 1973.

[9] Г. Г. Дебс: Военное соприкосновение между римлянами и китайцами. Вестн. Др. Истории, 1946, N 2, стр. 45-50.

[10] Диодор Сицилийский: Историческая библиотека. 1774, 1844-1855; Спб.

[11] И. М. Дьяконов и др. (ред.): История древнего мира, т. 1-3, 1989.

[12] Е Лун-ли: История государства киданей, М., "Наука", 1979.

[13] Иордан: О происхождении и деяниях гетов, 1960, "Алетейя", С-пб, 1997.

[14] История Востока. М., "Вост. лит. РАН", тт. 1, 2, 1995.

[15] А. де Моран: История декоративно-прикладного искусства. М., "Искусство", 1982. H. de Moran: Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours. Paris, Hachette, 1970.

[16] А. М. Петров: Великий шелковый путь. О самом простом, но мало известном., М., "Вост. литерат.", 1995.

[17] Прокопий Кесарийский: Война с персами, М., "Наука", 1993.

[18] Сказания Приска Панийского. Ученые записки 2-го отделения Академии наук, кн. VII, вып. 1, С-пб, 1861.

[19] Сыма Цянь: Исторические записки, т. 1-6.

[20] Дж. О. Томсон: История древней географии, ИЛ, М., 1953, J. O. Thomson History of Ancient Geography, Cambridge, 1948.

[21] Ф. И. Успенский: История Византии, т. 1, 1913, 1996.

[21] В. Хеннинг: Неведомые земли. т. 1, М., 1961.

[22] K. Branigan: Roman Britain. Reader's Digest, London, New York etc., 1983.

[23] B. Piotrovsky, G. Bongard-Levin (ed.): Ancient Civilizations of East and West, Progress Publishers, Moscow, 1988.



1 Начало производства железа по современным данным, [герни-87], датируются XXI в. до н.э.

2 Знаменитое письмо царя Хаттусили III содержит следующий любопытный отрывок "Что же касается хорошего железа, по поводу которого ты писал мне, то хорошего железа в моем хранилище в Кицуватна нет. Как я тебе писал, сейчас плохие времена для получения железа. Они изготовляют хорошее железо, но пока с этим не справились. Как только они сделают его, я пошлю тебе. Сегодня я шлю тебе железное лезвие кинжала.", [беккерт-88], [герни-87].

3 В [хеннинг-61] предлагается другой перевод: "дикие братья".

4 Подробнее см. приложение к этой статье.