ГЛАВНЫЙ КАПИТАЛ
МОСКВИЧА XXI ВЕКА
 

Визитная карточка Центрального учебного округа

В округе 360 образовательных учреждений, негосударственных школ и более 200 негосу дарственных учреждений дополнительного образования. Из 138 школ: — 31 школа с углубленным изучением иностранных языков; — 4 гимназии; — 3 лицея; — 19 учебно-воспитательных ком плексов; — 6 школ с этнокультурным компонентом; — 87 школ с углубленным изучением ряда предметов, лицейскими, гимназическими классами, классами, профилированными на конкретный вуз. Характерной особенностью образовательной системы является ее высокий рейтинг у жителей Москвы. В негосударственных учреждениях обучается 75% детей из других округов. Из 3 тыс. воспитанников интернатских и сиротских учреждений лишь 27% жители Центрального округа.

Золотой фонд образования составляют 11 тыс. педагогов, из которых 152 имеют звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”, 125 педагогов имеют звание кандидатов и докторов наук.

Таким образом, наиболее значимой для округа является работа в “Педагогической системе для детей с повышенной мотивацией к обучению”.

Приоритетным направлением деятельности окружного управления образования, научно-методического центра является разработка и внедрение педагогических технологий и методик, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Исследовательская работа, проектная деятельность, творческие отчеты стали традиционными в большинстве школ округа. 



Более 70 образовательных учреждений округа участвуют в отработке городских экспериментальных программ, в том числе с социальной направленностью по программам “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды”. Особое место в развитии образования округа занимает более 30 международных проектов, в том числе проекты ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО,Соскиндердорф, Горизонт-Наследие и др., осуществляемые при участии Франции, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Голландии, Швеции, США, Швейцарии, Бельгии,Норвегии.
 

Впервые округу удалось получить положительные практические результаты деятельности экспериментальной площадки “Языковое образование”, в которой работало 20 образовательных учреждений.

Одной из особенностей гуманитаризации образования в условиях многонационального округа является создание условий для приобщения детей к своей национальной культуре. Воспитанием уважения и интереса к культуре другого народа занимается педагогический коллектив многонациональной школы № 1650, где обучаются дети 17 национальностей: абхазы, армяне, буряты, молдаване, корейцы, грузины и др.

В сложившейся системе вариативно-го образования Центральное окружное управление уделяет особое внимание развитию массовой школы. Образовательная система Центрального округа складывается с учетом опыта традиций русской школы. В округе продолжают работать школы, имеющие более чем вековую историю, среди них:

Более 60 школ округа отметило свое шестидесятилетие.

В ряде школ воспитательная работа строится с учетом имен выдающихся личностей, которые присвоены школе:

В течение ряда лет округ реализует программу “Создание адаптивно-коррекционного пространства для детей и учащихся, имеющих различные проблемы в здоровье, развитии, социализации”. Открыто 4 медико-психолого-социальных Центра, обеспечивающие решения данных проблем.

В марте 1999 г. на парламентских слушаниях в Московской городской Думе был рассмотрен опыт работы детского дома № 19 по созданию системы патронажного воспитания на основе международного опыта “Фостеровской семьи”. На базе детского дома созданы модели социальных служб, обеспечивающих реализацию закона “Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве”, основная задача которых профилактика социального сиротства.

Как форму социальной защиты детства следует рассматривать реализацию окружного проекта “Пилотный метод питания школьников”, целью которого является внедрение принципиально новых форм организации питания учащихся, скомплектованными рационами в индивидуальной упаковке с использованием одноразовой посуды на основе передовых, отечественных и зарубежных технологий.

В реализации комплексных целевых программ округа особое место занимает сложившаяся система взаимодействия Префектуры Центрального округа, ее управлений и районных Управ, что позволяет обеспечить общественно-государственную систему управления.

Образовательную систему округа гармонично дополняют 20 учреждений дополнительного образования, которые посещают 20 тыс. детей. Из них старейшие в городе: парк “Усадьба Трубецких”, Дворец детей и молодежи “На Стопани”, многопрофильный Центр детского и юношеского творчества “Москворечье”. На протяжении последних лет наблюдается устойчивый количественный рост учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования. Важно, что при этом растет количество детей, занимающихся в учреждениях свыше трех лет.

Наиболее интересными направлениями деятельности окружных учреждений дополнительного образования являются туристско-краевед-ческое, культурологическое, экологическое, научно-техническое;51 % учащихся получают дополнительное образование через художественно-эстетические виды деятельности. Ежегодно более 10 тыс. учащихся проводят летние каникулы в городских оздоровительных лагерях труда и отдыха, походах, экспедициях.

Система профессионального образования округа, состоящая из 25 учреждений, обеспечивает потребности 16 тыс. подростков, более чем по 40 специальностям и профессиям. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с потребностями рынка труда предприятии Центрального административного округа.

Воспитание и образование малышей Центра столицы осуществляется в 151 дошкольном учреждении. Широкий спектр услуг дошкольных учреждений сформирован в соответствии с потребностями жителей районов.

ПОЛЛЕ АЛЬБЕРТ БОРИСОВИЧ