Интернет - образовательная среда будущего

1. Коротко о проекте.

Проект объединяет более 30 московских школ, главным образом из Центрального Административного округа. Основные спонсоры проекта - Префектура ЦАО и Институт Открытое Общество (Фонд Сороса). Основной организатор - Московский Центр Непрерывного Математического образования   (МЦНМО). Органы государственного управления образованием представлены в проекте Центральным Окружным Управлением Московского Комитета Образования (ЦОУ МКО).

Все началось в 1997 году, когда Префектура ЦАО выделила 28 школам округа новые компьютерные классы. Опыт их получения школами и последующей эксплуатации показал, что без необходимой доводки, организации мелкого ремонта, консультаций преподавателей информатики по использованию техники и программного обеспечения, а также методических консультаций эффективность использования классов, как правило, невелика. МЦНМО было поручено, используя незначительные по сравнению со стоимостью начальной поставки средства, организовать эффективную работу поставленных классов.

Созданный для этой работы отдел МЦНМО провел усовершенствование поставленных классов (наращивание оперативной памяти и установку кэш-памяти), организовал ремонт и снабжение комплектующими, провел серию лекций и практических занятий. Все учителя информатики - участники программы Префектуры получили доступ к системе электронной почты с рабочего места (а по желанию и из дома), для них создали дистанционную систему информации о проблемах и решениях - своего рода региональную сеть. В основу этого решения был положен принцип, что работники московского образования обладают большим интеллектуальным и профессиональным потенциалом, который может быть раскрыт и использован при помощи средств электронных коммуникаций.

Система заработала - значительная часть технических и методических проблем, волнующих работников школ, решалась их коллегами. Эта концепция также прекрасно вписалась в идеологию Программы "Интернет" Института Открытое Общество. Благодаря гранту ИОО на 1999 год (грантополучателем являются как отдельные школы проекта, так и проект в целом) удалось расширить его рамки. Теперь в нем участвуют также несколько лучших школ из других округов Москвы, а его основная задача уже не замыкается на поддержке успешной работы классов, поставленных в 1997 году Префектурой ЦАО.

Коротко задачу проекта можно определить так: выявить, "оцифровать" и сделать доступными через Интернет интеллектуальные образовательные ресурсы, созданные в школах-участницах, а также создать среду, поощряющую создание и публикацию таких ресурсов - своего рода информационное "кольцо", задающее для участников высокую планку требований к качеству работы и стимул эту планку преодолеть.

Подробнее прочитать о проекте можно в официальном описании.

2. Основные направления работы.

2.1. Усовершенствование компьютерных классов поставки 1997 года (подробности).

2.2. Поставка комплектующих, расходных материалов, диагностика неисправностей, мелкий ремонт, организация гарантийного и постгарантийного ремонта. Эта деятельность финансируется Префектурой ЦАО и охвативает только школы, входящие в список поставки 1997 года.

2.3. Доступ к электронной почте. МЦНМО предоставляет всем московским школам (не только участникам проекта) как юридическим лицам, всем их учителям, сотрудникам и администрации доступ к электронной почте по протоколу UUCP (пакет UUPC+DML/DOS, см. описание). Для школ-участников проекта дополнительно к этому выделялись модемы (бесплатно или по цене около 5 у.е.). Подробнее прочитать об условиях выделения доступа к электронной почте в МЦНМО можно здесь, а об опыте широкого использования пакета в одной из школ проекта - здесь.

2.4. Бесплатное подключение к Интернет через МЦНМО.

Все школы, получившие компьютерный класс через от Префектуры, были подключены к Интернет по коммутируемому телефонному каналу. В настоящее время провайдером услуг Интернет для школ является Комкор. Многие школы воспользовались предложением крупнейшего московского Интернет-провайдера МТУ-Информ использовать бесплатный ограниченный по времени вход для всех школ. Однако ряд школ проекта, в силу разных причин, не могут пользоваться этими возможностями в полной мере. Таким школам предоставлен выход в Интернет по коммутируемому каналу через модемный пул МЦНМО. Конечно, Центр не является провайдером и не может предоставлять такие услуги массово, однако "точечная" поддержка нуждающихся ограниченными, но правильно подобранными ресурсами - принцип проекта.

2.5. Электронные конференции (списки рассылки) проекта.

Для участников проекта и всех желающих функционируют дискуссионные конференции (списки почтовой рассылки). Активная переписка происходит в основном в двух из них:
schools-hardsoft - обсуждение проблем аппаратуры и программного обеспечения, с которыми сталкиваются в своей работе учителя информатики и другие сотрудники школ;
schools-common - обсуждение других проблем работников школ (методических, правовых и т.д.)

Подписаться на конференции или вступить в контакт с модераторами.

Архив конференций (в стадии разработки).

2.6. Лекции и семинары.

Весной 1999 года для участников проекта и всех желающих были проведены лекции и практические занятия по повышению квалификации. Ознакомиться с конспектами некоторых их них можно здесь. В настоящее время проводятся занятия для сотрудников школ с достаточно высокой начальной квалификацией. Основная тема цикла - создание и управление сервером под управлением ОС Linux. Конспекты этих занятий будут опубликованы на этой странице позднее.

2.7. Дистанционные олимпиады, конкурсы и т.п.

В настоящее время проводится конкурс (олимпиада) учителей информатики, в котором принимают участие более 60 преподавателей из Москвы, России и СНГ  (подробности)

Архив ранее прошедших мероприятий будет доступен здесь.

2.8. Публикация в Интернет методических разработок учителей, других текстов работников школ, образцовых работ учащихся.

Подробнее эта тема освещена в следующей главе, где информация сведена в таблицу. Здесь отметим, что "извлечение на свет" интеллектуальных ресурсов московского образования было стратегической целью проекта  с самого начала, и по степени успеха этой работы мы хотим оценивать успех проекта в целом. Интернет дает наилучшие возможности для таких публикаций.

Что касается образцовых работ учащихся - возможность увидеть свой текст опубликованным - сильнейший стимул для работы молодых людей, а обмен такими материалами помогает поднять планку требований к себе.

3. Список школ проекта и их Интернет-ресурсы.

В нижеследующей таблице приведены все школы, принимающие то или иное участие в проекте. Во втором столбце указано, какие методические ресурсы доступны на сайте школы в настоящее время, и приведен адрес, если он существенно отличается от адреса самой школы. Если в третьем столбце стоит звездочка "*", это означает наличие других интересных ресурсов, о которых подробнее можно узнать из примечания, вызываемого при переходе по этой ссылке.

Отсутствие таких указаний не означает отсутствия в школе таких ресурсов - они могут еще обрабатываться или просто мы их не обнаружили. В конце концов, эти пометки - дело нашего частного вкуса. Мы надеемся, что со временем сайты школ обзаведутся такими таблицами ссылок на другие школы с их собственными предпочтениями (а некоторые так уже сделали).
 
 

школа ресурсы *
2    
16 Рисование  
40    
45 Материалы по педагогике сотрудничества на сайте "Остров сокровищ"(совместно с 518 школой)  
50    
57 На сайте: Вечерняя математическая школа. А также: Методическая коллекция (русский яз., литература, английский язык, информатика, история, математика и мн.другое) *
112    
122    
127    
128    
142    
168    
171    
228 Русский язык  
320    
325    
340 Информатика, английский язык *
346    
396    
518 Материалы по педагогике сотрудничества на сайте "Остров сокровищ"(совместно с 45 школой)  
555    
1060 Многопрофильный образовательный сайт "Москва школьная" (методика, право, орг.вопросы)  
1204    
1205    
1216 Астрономия, физика, история  
1218    
1241    
1284    
1303    
1521    
1529 Биология, геометрия, МХК, литература  
1543 Биология *
1567   *
1685    

4. Интернет-ресурсы МЦНМО.

МЦНМО - не только координатор проекта, но также один из его участников. Центр публикует через Интернет важные и интересные образовательные ресурсы:

ИПС "Задачи" - огромную коллекцию задач по геометрии, с решениями, указаниями и тщательно разработанной классификацией, в которой пользователь может выбирать задачи на определенную тему,  прием решения, упорядоченные по сложности и т.д. Кроме Интернет-версии, можно получить также стационарную версию для установки на IBM-совместимый ПК.