«Интернет - образовательная среда будущего»

Проект создания

информационной образовательной среды

в школах Москвы на базе средств Интернет

1. Концепция

1.1. Целью настоящего проекта является реализация комплекса технических, методических и организационных решений, позволяющих значительно улучшить доступ учащихся и работников школ к информационным ресурсам современного общества, а также предоставить им возможность и создать условия для активного участия в создании этих ресурсов.

Сегодня в школах Москвы появляется все больше новой техники — от компьютеров до сканеров и видеокамер. Многие школы получают доступ в Интернет, но, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для их вхождения в единое современное информационное сообщество.

1.2. Техническое обеспечение доступа школ в Интернет не может рассматриваться как самостоятельная задача. Установки аппаратуры и проведения каналов связи, настройки программ — всего этого недостаточно для того, чтобы школы вошли в "Интернет- сообщество", начали воспринимать себя как равноправная часть открытого общества. Как показывает практика, обычно Интернет используется пассивно, как средство просмотра массивов информации, причем чаще всего школьники обращаются к ресурсам развлекательно-игрового характера. Необходимо повышать культуру общения, культуру работы с огромными массивами информации, доступными в новом, существенно более открытом и "прозрачном" мире. Сегодня нужно говорить не просто о подключении к Интернет, об обеспечении возможности доступа к мировым информационным ресурсам, но и о том, чтобы стимулировать и развивать у школьников (и преподавателей) потребность самим создавать ресурсы всемирной сети. Занять в этом мире достойное место можно, становясь не только потребителем, но и творцом его ресурсов.

1.3. Задача обеспечения доступа школ в Интернет должна рассматриваться как комплексная; она включает в себя ряд следующих подзадач:

- подключение (обеспечение доступа в Интернет);

- обучение преподавателей и учащихся работе в Интернет, в том числе Интернет- издательству и созданию сетевых баз данных для размещения в сети различных образовательных материалов;

- методическую поддержку учителей информатики и учителей-предметников, а также администрации школ;

- создание специальной образовательной информационной среды, содержательное наполнение сети.

Особенностью представляется последовательно проводимая линия на поощрение школ-участников проекта к активному созданию новых информационных ресурсов, доступных через Интернет, на каждом этапе открытия для них новых возможностей работы в Интернет (см. ниже, разд.4).

1.4. Важно, чтобы учителя и школьники почувствовали, что участие в деятельности Интернет помогает им по-новому посмотреть на мир, ощутить себя частью мирового сообщества, избавиться от ограниченности взглядов, расширить свой кругозор — но также по-новому посмотреть на себя, ощутить себя гражданином открытого общества, представляющим миру свою школу, свой город, свою страну.

Во многих школах накоплены значительные объемы научно-методических разработок лучших педагогов (статьи, планы уроков, списки литературы и даже монографии), зачастую переведенные в машиночитаемую форму, но крайне редко до последнего времени размещаемые в Интернет. Публикация в сети этой ценнейшей информации, оформление ее в виде, обеспечивающем удобный доступ (HTML-формат или формат специализированных баз данных) — очевидное направление активности школ, принимающих участие в проекте.

С другой стороны, размещение в Интернет работ учащихся позволит школам сверять друг с другом уровень требований, а для учащихся создаст дополнительный соревновательный стимул.

Работа школ по этим направлениям должна быть повседеневной, не приуроченной к отдельным срокам (например, конкурсам). Особое значение имеет именно содержательное заполнение ресурсов (имея в виду объем и ценность привлекаемой информации), а не качество ее оформления (хотя и не предполагается пренебрегать этим фактором).

2. Основные направления работы в рамках проекта

2.1. Интернет является мощным и удобным инструментом передачи информации, и лишь от пользователей зависит, как его использовать. Для одних мировая сеть — это один из синонимов открытого общества, возможность найти единомышленников, использовать библиотеки и посещать виртуальные музеи всего мира, наконец, самому пополнять их, для других — "свалка" разнобразной информации или способ "убить время".

Поэтому важно не просто предоставить школам выход в Интернет, но и помочь преподавателям и учащимся стать полноправными членами сетевого сообщества, а не пассивными потребителями его ресурсов.

2.2. В настоящее время Комитет образования и Префектура ЦАО поручили МЦНМО координировать деятельность, связанную с использованием Интернет в школах. В эту деятельность включается модернизация компьютерных комплексов, установленных в школах, ремонт оборудования, помощь в наладке системных программ, консультации сотрудников школ по использованию учебного программного обеспечения.

2.3. Необходимо организовать обучение учителей, администрации школ и учащихся работе в Интернет. При этом важно подчеркивать общекультурную роль Интернет, роль мировой сети не только как инструмента, обеспечивающего доступ к огромному множеству информационных ресурсов, но и как возможности для вхождения в мировое информационное пространство.

Обучение может проводиться по двух основным направлениям:

- строение сети и общие приемы работы;

- обучение Web-дизайну и другим средствам создания собственных информационных ресурсов в сети.

2.4. Предполагается, что участвующие в проектах школы будут, совместно с МЦНМО или самостоятельно, принимать участие в следующих видах деятельности:

- Создание домашних страниц школ. Страницы дадут возможность школьникам узнавать о жизни своих ровесников, а учителям — о работе и проблемах коллег, обмениваться информацией, знакомиться, выбирать школы, узнавать о культурных и спортивных мероприятиях, проводимых в других школах.

- Поиск и каталогизация образовательных и других ресурсов Интернет.

- Участие в международных телекоммуникационных проектах.

- Помещение в Интернет ценных образовательных материалов, создание образовательных серверов различной направленности. Каждая из школ может внести свой вклад в зависимости от накопленного опыта и материалов.

2.4. В последние годы значительно сократились возможности для получения педагогами, работающими в российских школах, необходимой информации — семинары, курсы, командировки дороги, печатные издания недостаточно оперативны. Поэтому предполагается создать "виртуальный методический центр", чтобы помещать туда официальные документы органов управления образованием, различную административную, юридическую и иную справочную информацию. Также необходимо организовывать и поддерживать учительские конференции. Вышеуказанные виды деятельности можно начинать, имея самые минимальные средства доступа в Интернет (первоначально достаточно средств ЭП).

2.5. Предполагается создать горячую линию (завести адрес ЭП и телефон для учителей), по которой можно связаться и передать вопросы диспетчеру, который в короткие сроки обеспечит их контакт со специалистами, консультантами по конкретной методической, программной или аппаратной проблеме.

2.6. Предполагается создать страничку, на которой размещались бы рассказы учителей об их находках и удачах, разработки уроков.

В совокупности эти меры позволят выстроить базу специальной педагогической информации, конференции и списки рассылки для педагогов.

3. Выделение первоочередных этапов проекта.

3.1. Проект предполагается реализовывать поэтапно, с использованием в первую очередь наименее затратных ресурсов. На каждом этапе работы предполагается организовать разноуровневые курсы и семинары для сотрудников школ (а при необходимости и учащихся), подготавливающие теоретическую базу для решения задач, встречающихся на следующем уровне реализации проекта.

3.2. На первом этапе школы-участницы проекта получат возможность использовать в разнообразных целях электронную почту (ЭП) и службы Интернет, доступные через нее (прежде всего разнообразные электронные конференции и списки рассылки). Вовлечение преподавателей-предметников и учащихся в активное пользование ЭП познакомит их на начальном уровне со структурой глобальной сети, а также будет способствовать овладению английским языком. Как школы, так и учителя получат бесплатный доступ к ЭП за счет ресурсов МЦНМО. В настоящее время эти усилия поддержаны управлением образования ЦАО.

При условии освоения ЭП значительная часть занятий, курсов и семинаров, необходимых для успешного разворачивания дальнейших этапов проекта, могут быть дистанционными, что обеспечит экономию средств. Что же касается преподавателей информатики, мы склонны считать пользование ЭП в качестве основного средства коммуникации своего рода тестом на способность принимать участие в настоящем проекте.

3.3. Успешное развитие проекта на базе сравнительно ограниченного множества школ (см. ниже определение списка участников) позволит распространить его на другие школы Москвы, а также, возможно, и других регионов, так как положительный опыт создаст повышенную мотивацию на приобщение к единому информационному пространству у работников школ, а также поможет в привлечении дальнейших средств государственных и иных организаций.

3.4. В настоящее время имеется ряд успешно начатых разработок МЦНМО и школ по созданию образовательных информационных ресурсов Интернет. Три из них предполагается включить в проект на начальном его этапе:

- Информационно-поисковая система "Задачи" — интерактивная база данных и обучающая система по школьной математике.

- web-сайт по географии и экологии (с использованием спутниковых фотографий).

- Интерактивная база данных "История культуры".

4. Определение списка школ — участников проекта

4.1. Школы, которым осуществляется доступ в Интернет в соответствии с настоящим проектам, должны удовлетворять некоторым требованиям, которые можно классифицировать по следующим группам:

- технические (наличие помещений, компьютеров, возможности подключения каналов связи);

- организационные (наличие учителя, поддержка администрации);

- мотивационные (желание учителей и администрации принимать активное участие в работе).

Средства на подключение школ к Интернет должны выделяться с решающим учетом готовности администрации, педагогов и учащихся к использованию возможностей Интернет не только пассивно (для просмотра информации и копирования ее), но прежде всего активно — для создания web-сайтов, заполнения ftp-серверов и баз данных образовательной направленности. Оптимальным является уже проявившееся участие школ в таких проектах (следует отметить, что ряд школ принимали участие в создании таких ресурсов, даже не имея собственного доступа к Интернет, на базе сторонних организаций). При отсутствии такой работы положительным фактором должны считаться достаточная квалификация сотрудников школы и высокий уровень мотивированности педагогов и учащихся.

4.2. Предполагается привлечь к участию в проекте значительную часть школ Центрального Административного Округа Москвы, которые за счет средств Префектуры ЦАО в 1997 г. были подключены к Интернет. Выбранная схема доступа с рабочих мест учащихся — через локальную сеть на основе Windows 95, и сам способ доступа — по телефонной коммутируемой линии, не свободна от недостатков, но все же обеспечивает некоторую возможность для первичного знакомства сотрудников и учащихся школ со строением и ресурсами Интернет.

4.3. Также представляется необходимым привлечь школы, в которых накоплен значительный объем учебно-методического и общекультурного материала в машиночитаемой форме. Стоит отметить, что в некоторых таких школах организован доступ к таким ресурсам через Интернет на базе серверов различных организаций. В качестве примера можно привести гимназии №1543 («Московская гимназия на Юго-Западе»), №1567, Московский химический лицей-школа № 1303 и лицей «Вторая школа».

4.4. Мы считаем важным предоставить максимально широкому кругу школ и учителей (по возможности всем желающим, а не только участникам проекта) доступ к ЭП и тем образовательным ресурсам (конференциям и спискам рассылки, "горячей линии"), которые будут доступны с ее использованием. Как уже указывалось, уже начата работа по предоставлению этой услуги, при поддержке комитета образования ЦАО. В результате этой деятельности могут быть выявлены школы, которые будет целесообразно привлечь к полномасштабному участию в проекте.

Исполнительный директор МЦНМО _______________________(Ященко И.В.)